specnazspn (specnazspn) wrote,
specnazspn
specnazspn

Categories:

Закон Украины «О разведке»: какие новшества ждут украинские спецслужбы


Нельзя сказать, что принятие во втором чтении и в целом 17 сентября Закона Украины «О разведке» (№2412-д) прошло совсем незамеченным, вместе с тем, это событие является явно недооцененным с точки зрения его влияния на разведывательное сообщество нашей страны.
Да, по сути, именно так теперь и стоит говорить о, до последнего времени хотя и часто совместно работающих, но все же разрозненных усилиях СВР и ГУР, хотя бы потому, что общая для них нормативная база, по большому счету, появилась только сейчас.

О чем Закон?

Закон «О разведке» имеет существенные отличия от ранее действовавшего закона «О разведывательных органах Украины» и «направлен на совершенствование правовых и организационных основ функционирования разведки, деятельности разведывательных органов Украины и других субъектов разведывательного сообщества, повышение эффективности их взаимодействия…».

За этими сухими строками скрывается главная суть: украинская разведка, ранее разрозненная, теперь станет гораздо более структурированной и нацеленной на выполнение конкретных и свойственных только ей задач.

Основными органами стали СВР и ГУР, каждый в зоне своей ответственности, а другие, безусловно, важные структуры, например, Нацгвардия, согласно Закону, отныне не будут вести разведывательную деятельность, что в целом является положительным фактом, ибо у каждого должны быть свои задачи, на которых следует сконцентрировать внимание.

Субъектами разведсообщества Украины в законе названы координационный орган по вопросам разведки, Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки, разведка Министерства обороны, разведывательный орган Государственной пограничной службы, определенные СНБО другие составляющие сектора безопасности и обороны, которые привлекаются разведывательными органами для задач разведки.

Крайне важно, чтобы не было двусмысленностей, следует четко понимать, что СБУ не входит в перечень разведывательных органов, но с целью координации деятельности и предупреждения межведомственных конфликтов, она была обозначена именно как субъект разведывательного сообщества.

На «вершине пирамиды» будет находиться Координационный орган по вопросам разведки, который создается президентом для реализации его полномочий как главы СНБО, а его решения, введенные в действие актами президента, будут обязательными для всех субъектов разведсообщества.

Приоритетные задания разведки будут определяться президентом, в то же время, общественный контроль за деятельностью разведсообщества будет осуществлять Верховная Рада.

Стоит также отметить, что «оставшиеся» разведывательные структуры получили не только четко прописанные полномочия, кто и чем будет заниматься, но и, по сути, нечто новое: само понятие разведывательное сообщество Украины наконец-то имеет свое определение, а не размытое «толкование».

Более того, Закон «О разведке» синхронизирован с ранее принятым Верховной Радой Законом № 2414-д о Службе внешней разведки, в котором были предусмотрены такие нововведения, как статус ведомства, новая структура, причем в нем было прямо указанно, что его введение в действие произойдет после принятия Закона «О разведке», так что в реальности свою работу начнут не один закон, а два.

Стоит так же особо подчеркнуть, что оба Закона неспроста были поданы на рассмотрение в парламент как «приоритетные для евроатлантической интеграции», ведь они разработаны с учетом опыта регулирования деятельности разведывательных органов в странах ЕС и НАТО, в том числе, что касается общественного контроля за разведкой.

Какие плюсы Законов?

Самое главное, это то, что, по сути, впервые разведывательное сообщество получает современный инструмент для своей деятельности с учетом всех составляющих сектора безопасности и обороны, то есть разведки будут работать, хотя и каждая по своей линии, но более «совместно и организованно», причем четко согласно закрепленных за ними функций.

Надо, что очень важно, отметить — руководство страны отреагировало на изменения в характере российской агрессии против Украины в сторону работы спецслужб по раскачиванию ситуации в нашей стране и приоритет, кроме традиционного добывания нужной информации, будет отдан электронному перехвату, мониторингу телекоммуникаций, киберразведке и решению других высокотехнологических задач.
Как все будет происходить, можно понять на данном примере: разведки будут добывать нужную информацию техническим и агентурным путем, в том числе, за пределами страны, а непосредственной «блокировкой» деятельности российской агентуры займется СБУ, именно как субъект разведывательного сообщества.

Кроме того, наконец-то(!!!) отрегулированы вопросы организации работы разведки в условиях войны, а также на временно оккупированных территориях, что снова-таки приведет к полному искоренению дисбаланса в столь важном вопросе. Более того, «легализован», по сути, давно имевший место быть термин «военная разведка», которая за последние годы не один раз показала свою эффективность.

Понятно, что для решения подобных задач необходимо многое, и в первую очередь, пересмотр нормативной базы, с чем, судя по всему, полный порядок, ситуация «приводится в соответствие», в первую очередь, касательно урегулирования вопросов, непосредственно связанных с разведдеятельностью, например, «вмешательства в частное общение».

Любителям «теорий заговора» можно не переживать, оба Закона, а также связанная с ними нормативная база, полностью соответствуют европейским нормам, поэтому «перегибов» с прослушкой ожидать не стоит, все будет согласно законодательства.

Для обеспечения полноценной работы необходимо помнить, что «кадры решают все», поэтому в новом законодательстве проработан полный перечень вопросов в отношении того, что с этим связанно — от социальной защиты военнослужащих до «схем прикрытия» работы, как самих разведчиков, так и агентуры.

Но, надо понимать, что и требовать теперь с них будут больше: планируется переход на «гибкую» систему отбора и управления персоналом и усиление его персональной ответственности за выполнение поставленных задач. Вспомнили в Законе и о «коллективном уровне» — теперь в нем закреплены гарантии защищенности финансового и материально-технического обеспечения разведдеятельности, говоря проще, их бюджет де-факто становится защищенным и резать его не будут.

Что в итоге?

На самом деле, не имея «точки отсчета» для сравнения, довольно сложно сказать, насколько повысится эффективность действий СВР и ГУР в результате принятия новой законодательной базы, разведчики и сейчас, в общем-то, довольно неплохо работают и умеют хранить свои тайны, поэтому можно только спрогнозировать, что они станут более эффективными.

Самое главное, что украинская разведка впервые получила законодательную базу, полностью соответствующую «НАТОвскому» законодательству, что противоречит «теории зрады» и «информационным волнам», разгоняемым пророссийскими СМИ о том, что Украину в Альянс в перспективе не примут. Сейчас самое главное то, как сами разведчики воспользуются предоставленными им инструментами, но, думается, что с этим все будет в порядке, ведь как СВР, так и ГУР, не раз доказывали – работать там умеют…

Источник

Tags: Агентура, ГУР Украины, Законодательство, ОРД, Пограничная служба Украины, Разведсообщество, СБУ, СВР Украины, СЗРУ
Subscribe

Posts from This Journal “Разведсообщество” Tag

promo specnazspn Серпень 8, 21:59
Buy for 200 tokens
Кому интересно, подписывайтесь здесь Мой Telegram канал
Comments for this post were disabled by the author