specnazspn (specnazspn) wrote,
specnazspn
specnazspn

Category:

Нужна ли в Украине муниципальная полиция?


Разговоры о создании местных правоохранительных органов, которые бы имели самостоятельные полномочия и не входили в вертикаль МВД, ведутся в политических кругах уже почти 20 лет.

С началом реформы децентрализации в 2014 году эта дискуссия активизировалась, однако соответствующие законопроекты были отклонены по нескольким причинам: во-первых, руководство МВД выразило свои опасения, что государство потеряет свою прерогативу на право применения силы; во-вторых, зоны ответственности Национальной и муниципальной полиции не имели четкого разграничения; в-третьих, территориальные громады только начали процесс добровольного объединения, а "муниципальная собственность" не была сформирована.

Стараясь ускориться к местным выборам, Кабмин взял инициативу в свои руки и в середине июня окончательно перекроил карту Украины, утвердив список из 1470 территориальных громад. Вопрос о создании местных правоохранительных органов снова вышел на передний план: в Ассоциации городов Украины сообщили о подготовке нового, доработанного текста законопроекта. Главным образом такую инициативу связывают с борьбой со стихийной торговлей, незаконными стройками и засильем МАФов, на что у патрульных полицейских попросту не хватает времени. Однако эксперты сомневаются в истинности таких "благих намерений".
По их мнению, муниципальная полиция будет обслуживать личные интересы чиновников, превратившись в легальную "банду рэкетиров" и телохранителей на случай общественных протестов. Такие результаты уже показали в "демо-версии" некоторые коммунальные предприятия и общественные формирования по охране правопорядка: щедро финансируемые мэриями они неоднократно становились участниками скандальных "разборок".

"Я убежден, что должна быть муниципальная полиция, как в Берлине, как в Нью-Йорке. И мы над этим работаем. А до тех пор, пока полиция подчиняется министерству, это вопрос МВД", – заявил в августовском интервью "112 Украина" Виталий Кличко. Мэр Киева и президент Ассоциации городов Украины давно вынашивает идею о реорганизации существующей иерархии правоохранительной системы в пользу создания муниципальной полиции, которая бы финансировалась и была подотчетна местной власти. Пойти на такие шаги экс-боксер обещал еще в рамках своей предвыборной программы в 2014 году, анонсируя "зачистку" МАФов, борьбу с незаконными стройками, беспорядочной парковкой и стихийной торговлей. Согласно законопроекту, зарегистрированному в 2015 году и принятому в первом чтении, подчиненный местной власти правоохранительный орган должен был называться "муниципальной стражей", однако принятие решения отложили, а потом и вовсе отозвали в связи с окончанием полномочий Верховной Рады VIII созыва.


Предполагалось, что начальника муниципальной стражи будут назначать по представлению председателя местного совета, а штатный состав будет формироваться из расчетного количества не более 10 сотрудников на 10 тыс. постоянного населения.

"Городские стражники" получили бы возможность штрафовать за целый ряд административных правонарушений, среди которых – нарушение государственных стандартов, норм и правил в сфере благоустройства населенных пунктов (ст. 152 КоАПУ); самоуправное занятие жилого помещения (ст. 151 КоАП); нарушение правил парковки транспортных средств (ст.152-1); нарушение требований законодательства об охране культурного наследия (ст. 92); нарушение правил торговли на рынках (ст. 159); нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов по защите населения от вредного влияния шума или правил соблюдения тишины в населенных пунктах и общественных местах (ст. 182) и некоторые другие. Правом налагать административные взыскания и рассматривать такие дела обладали бы начальник муниципальной стражи (кандидатуру которого, напомним, выдвигал бы мэр) и его заместители.

При этом оформлять админпротоколы за большинство перечисленных нарушений могут и сейчас, без создания муниципальной стражи: это входит в обязанности инспекторов по благоустройству, которые есть в штате любой местной администрации. Впрочем, на деле они оказываются не особо продуктивными, поскольку не могут заставить нарушителя предоставить паспорт или другие документы для заполнения бланков. Такое право имеют патрульные полицейские, которые свои трудовые будни проводят в основном на автомобильных дорогах, и участковые офицеры, которые загружены выездами и бумажной работой. Да и эти сотрудники полиции не успевают справляться со своими должностными обязанностями в должной мере: по официальным данным, кадровый недокомплект составляет 20-30%. Авторы законопроекта о создании муниципальной стражи(и подобных инициатив) акцентировали внимание на неблагоприятной обстановке в правоохранительных органах, при которой на "мелкие правонарушения" в виде, например, выкинутого мимо урны окурка или продажи домашнего молока с рук у полицейских просто не хватает времени. Впрочем, по мнению экспертов, местная полиция эти неоспоримые проблемы в украинских реалиях разрешить не сможет, а, скорее всего, создаст новые. Краеугольный камень профильного законопроекта обозначили в главном научно-экспертном бюро: поскольку новый орган будет финансироваться из местного бюджета и "других источников, не запрещенных законодательством", правоохранители могут стать "ручными", будучи финансово зависимыми от воли "барина", а не от защищенной громады.  Кроме того, содержание муниципальной стражи потребовало бы значительных сумм, которые не могут себе позволить бюджеты даже самых процветающих регионов. Например, в Киеве муниципальная стражи обходилась бы ежегодно, по примерным подсчетам, в 780-850 млн грн, в то время как комплексная программа "Безопасная столица", рассчитанная на три года, предусматривает бюджетные расходы в несколько раз меньше – 267, 97 млн грн.

"Можно сколько угодно смотреть на европейских соседей и предлагать перенять опыт работы их муниципальной полиции. Рассказывать о том, как в городах смогли навести порядок и чистоту, а в парках стало безопасно гулять. Это хорошие примеры, но почему-то не берется во внимание то, что население в европейских государствах имеет совершенно другую политическую культуру и менталитет. Политическая культура в Украине совсем незрелая, а само государство находится только в самом начале своего пути: о чем говорить, если некоторые украинцы до сих пор ставят под сомнение, стоит ли петь гимн и поднимать флаг на 1 сентября? Даже такие несомненные для европейца вещи, как государственные символы, не все у нас признают, а что уж говорить о функциях государства. Где судьи и прокуроры выполняют не свои конституционные обязанности, а обслуживают чужие политические интересы, которые стоят в стране во главе угла и под которые многократно переписываются законы. Если делегировать охлосу одну из важнейших функций государства – правоохранительную – и создать муниципальную полицию, в украинских реалиях это может привести к ужасным последствиям – междоусобицам "князьков", судам линча, уличным беспорядкам. Муниципальная полиция способна отбросить нас почти на столетие назад – к событиям 1917 года. И об этом говорю не я – это основы академической дисциплины "Государство и право", – с тревогой отмечает адвокат и в прошлом старший следователь по особо важным делам МВД Руслан Сушко.

Муниципальная полиция в миниатюре

Несмотря на то что работа муниципальной полиции на законодательном уровне не урегулирована, ее своеобразные прототипы существуют во многих местных органах самоуправления. Зачастую принимается решение о создании профильного департамента или коммунального предприятия, в функции которых входили бы контроль за соблюдением правил благоустройства, дорожного движения и парковки, охрана объектов культурного наследия, коммунального имущества и прочее. Повсеместное распространение в Украине за последние годы получили инспекторы по парковке, доказавшие свою эффективность не только в расчистке импровизированных автостоянок на тротуарах, но и в существенном наполнении бюджета штрафными доходами и коммерческом заработке эвакуаторов, которые порой доставляют машины на штраф-площадку в конвейерном порядке. Пожалуй, масштабами привлечения нарушителей к административной ответственности могут похвастаться только они, поскольку имеют весь инструментарий для вынесения уже готовых постановлений об административном взыскании. Коммунальные предприятия и организации во многих городах, взявшие на себя функцию охраны общественного правопорядка, по факту предоставляют охранные услуги (физическая, пультовая охрана, видеонаблюдение) другим коммунальным предприятиям (школы, детские сады, больницы), по сути, приобретая свойства местных монополий. Однако спектр их полномочий остается достаточно узким, в отличие от полицейских, которые могут провести арест, применить оружие, выписать штраф, инициировать досудебное следствие.

Из открытых источников
Особую роль в том, чтобы местные жители могли спать спокойно, играют многочисленные "общественные формирования по охране общественного правопорядка и государственной границы" – эхо "народных дружин" из советской эпохи.

По своей организационно-правовой форме такие общественные формирования – это общественные объединения, в состав которых на добровольных началах должно входить как минимум 10 человек. В свободное от работы время они патрулируют определенный участок территории, согласованный с полицией и органами самоуправления, и в случае чего могут даже произвести гражданский арест и доставить нарушителя в участок. Кодекс Украины об административных правонарушениях устанавливает даже определенный перечень нарушений, за которые члены таких общественных формирований могут составлять протоколы, однако в реальности к таким методами прибегают редко, поскольку зачастую они не обеспечиваются официальными бланками. В любом случае, согласно закону, патрулировать район члены общественных формирований могут только совместно с участковыми офицерами и патрульными полицейскими, причем маршрут и график определяются заранее в соответствующих приказах. Кроме того, современные "дружинники" выполняют роль понятых на случай обысков задержанных, хотя в судах их показания порой подаются сомнению: в большинстве случаев членами общественных формирований становятся бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, а следовательно – потенциально заинтересованные лица.

Впрочем, прописанные в официальных уставах высокие и благородные цели скрывают куда более приземленные мотивы, чем "обеспечение общественного правопорядка".

Во-первых, члены общественных формирований имеют право на приобретение травматического оружия. Иногда это обстоятельство становится первой и последней причиной для регистрации юрлица общественного формирования, тем более что территориальные управления Нацполиции не ведут статистический учет в отдельности по таким категориям граждан.

Во-вторых, за последние годы сформировалась тенденция, что местные власти не гнушаются использовать зарегистрированные на их территории общественные формирования в своих корыстных целях. Многие из "дружин" уже доказали свою эффективность на "майданах", а для некоторых это уже стало привычным (а порой и единственным) источником заработка.
"Сейчас все местные "князьки" хотят держать собственную армию титушек. Местные власти инициируют создание новых общественных формирований, финансируют их деятельность, чтобы контролировать рынок нелегальных застроек, снимать дань с рынков и МАФов, ездить с "резинками" (травматическое оружие, — ред.) на разные разборки и темы". Причем часто члены таких общественных формирований параллельно работают на подконтрольных частных или коммунальных охранных фирмах. А охранники использовать травматическое оружие не имеют права", – рассказывает руководитель Объединения общественных формирований Украины по охране общественного порядка и государственной границы генерал-полковник гражданской службы Сергей Куртян.

"Оборотни" без погон

По словам бывшего милиционера, общественные формирования стали ручными в основном после Революции Достоинства, породившей на свет в "уличных боях" титушек. На руку этому процессу сыграла даже война на востоке страны: возвратившиеся АТОшники не знали, как в мирной жизни применить "завоеванные" на фронте навыки, и, столкнувшись с нехваткой рабочих мест, получили выгодные "вакансии" в "карманных армиях" градоначальников.
"Примерно четверть членов общественных формирований, которые входят в Объединение, тоже участвовали и в АТО, и на Майдане. Но наши хлопцы не кричали и не размахивали флагами, а просто выполняли свой долг. Теперь мы никому не нужны. После протокольной встречи с руководством ВСУ в 2017 году нас ввели в резерв территориальной обороны, так что нас держат, скорее, как расходный материал. Все своими силами и за свои деньги делается, а на местах чиновники отказываются от сколько-нибудь посильной материальной помощи, предпочитая создать подконтрольные общественные формирования. То же касается и Киева. В начале 2000-х годов Киевское городское общественное формирование насчитывало около 12 тыс. членов. Постепенно все это наследие пришло в упадок, и теперь в столице действует новосозданная "Муниципальная стража", сугубо для обслуживания потребностей команды Кличко", – считает Сергей Куртян.

Согласно профильному закону "Об участии граждан в охране общественного порядка", ОФ (общественные формирования) могут рассчитывать если не на прямое финансовое снабжение, то хотя бы на поддержку в виде помещения, формы, технических средств. При этом такую помощь, причем с зарплатами для сотрудников административного отдела и компенсациями за использование горючих средств, в столице получает только одно ОФ "Муниципальная стража" (так предполагалось назвать новый правоохранительный орган местного самоуправления), созданное в 2017 году на базе ветеранских организаций города. По данным ЕГР, всего в Киеве зарегистрировано почти 2 десятка общественных формирований, однако, по словам начальника управления по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами по обеспечению правопорядка и муниципальной безопасности КГГА Олега Куявского, на законном основании действуют только три из них: они согласовали статут с территориальным управлением Национальной полиции и утвердили его в местной администрации. Вместе с тем в комплексную целевую программу "Безопасная столица 2019-2021" включили только ОФ "Муниципальная стража", на деятельность которой выделили из бюджета 65,413 млн грн, а в 2018 году — еще свыше 14 млн грн на закупку одежды и оборудования. Миллионные дотации не предусматривают зарплату для рядовых членов общественного формирования, однако большинство из них имеет основное место работы на коммунальном предприятии "Муниципальная охрана", которое тоже находится "под крылом" КГГА. Более того, учредители "Муниципальной стражи" и "Муниципальной охраны" также связаны с руководством частных охранных фирм ООО "Муниварта" и ООО "Ветерано гард".

За свою недолгую биографию "Муниципальная стража" успела засветиться в нескольких громких скандалах. Прежде всего — в связанных с захватом кинотеатра "Киев" в июне 2019 года, который в СМИ называют рейдерским; в неоднократных столкновениях с представителями других "страж" и "самооборон", сопровождающихся перестрелками, телесными повреждениями и поджогами авто; в причастности к формированию праворадикальных групп, получивших известность хулиганскими выходками (например, один из лидеров "С12" Сергей Бондарь возглавил ячейку "Муниципальной стражи" в Голосеевском районе).

"Я знаю лично ребят из "Стражи". Справедливости ради стоит отметить, что процентов 30 из них вполне искренне работают на благо громады, хотят помочь навести в городе порядок. Но как раз за их спинами скрываются перед журналистами откровенные титушки и аморфная масса – остальные 70%, которые в свою очередь получают немалые денежные бонусы в конвертах. А те честные ребята являются дешевой ширмой для контролирующих инстанций и общества, чтобы как-то скрыть беззаконие, совершаемое по прямому указанию мэрии. Поэтому я считаю, что муниципальную полицию в таких реалиях создавать нельзя, особенно в подчинении у Кличко, который в свое время состоял в банде рэкетира. Нам всем стоит внимательно понаблюдать за тем, какую роль сыграют на приближающихся местных выборах "Муниципальная стража" и "Муниципальная охрана"… Создавать муниципальную полицию можно только при одном условии: если руководителей городского и районных управлений будут избирать сами жители на всеобщем голосовании. Или каким-то другим способом, который учитывал бы каждый голос избирателя. Но тут встает другой вопрос: как сделать так, чтобы эти выборы были честными и репрезентативными?" – подбивая итоги, ставит острый вопрос правозащитник Эдуард Багиров.

Ксения Цивирко
https://112.ua/

Tags: Военизированные формирования, Местное самоуправление, Полиция, Украина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo specnazspn august 8, 21:59
Buy for 200 tokens
Кому интересно, подписывайтесь здесь Мой Telegram канал
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments