specnazspn (specnazspn) wrote,
specnazspn
specnazspn

Categories:

Было ли ночное голосование за неприкосновенность законным?


Вопрос снятия неприкосновенности с депутатов всегда был актуальным, при любой власти. Однако за 28 лет так никто и не осмелился сделать всех равными перед законом. И вот наконец вчера новая Рада 9-го созыва дошла до рассмотрения соответствующего законопроекта. Напомню, документ зарегистрировали еще в 2017 году, и 19 июня 2018 года Конституционный суд Украины дал заключение относительно предложенных изменений.  Вчера посреди ночи документ предварительно одобрили. Однако было ли законным их решение? Рассмотрим детально.

Рассматривать этот законопроект депутаты имели право. Ведь Верховная Рада прекратила свои полномочия и не рассмотрела вопрос о принятии в соответствии с ч. 1 ст. 156 Конституции Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию (относительно которого есть нерассмотренный Верховной Радой вывод Конституционного суда Украины).   В таком случае, согласно ст. 149 Регламента ВРУ, вопрос о рассмотрении этого законопроекта включается в повестку дня первой сессии новоизбранной Верховной Рады без голосования.

В нашем случае - парламент предыдущего созыва как раз сам вывод Конституционного суда Украины не рассматривал. Зато было принято постановление "О дальнейшей работе над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)".

Согласно ч. 5 ст. 149 Регламента, парламент может рассмотреть вопрос и принять решение о предварительном одобрении законопроекта при условии, что такой законопроект по заключению Конституционного суда Украины соответствует требованиям ст. 157, 158 Конституции Украины и по его положениям Конституционный суд Украины не выразил замечаний. 

Таким образом, Регламент позволяет принять решение о предварительном одобрении законопроекта о внесении изменений в Конституцию, если соблюдены два условия. Первое - по заключению КСУ проект соответствует требованиям ст. 157, 158 Конституции Украины, а второе – относительно его положений КСУ не высказал никаких замечаний.

Но, к сожалению, именно последнее условие было не соблюдено. В заключении Конституционного суда Украины от 19 июня 2018 года (п. 3.1) считают целесообразным обратить внимание на то, что, принимая решение относительно отмены депутатской неприкосновенности, необходимо учитывать состояние политической и правовой системы Украины.

То есть ее способность в случае полного отсутствия института депутатской неприкосновенности обеспечить беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами Украины своих полномочий, функционирование парламента, а также реализацию конституционного принципа разделения государственной власти.

КСУ неоднократно подчеркивал, что неприкосновенность народных депутатов Украины не является личной привилегией, индивидуальным правом народного депутата Украины, а имеет публично-правовой характер.

Неприкосновенность направлена на обеспечение безопасности народного депутата Украины от незаконного вмешательства в его деятельность, на обеспечение беспрепятственного и эффективного осуществления им своих функций и должного (нормального) функционирования парламента.

Более того, в пункте 18 Заключения Венецианской комиссии CDL-AD(2015)013 от 19-20 июня 2015 года европейские эксперты также указали, что в политической системе с уязвимой демократией, такой как в Украине, полная отмена неприкосновенности может быть опасна -  для функционирования и автономии парламента.

Таким образом, у Конституционного суда были замечания к этому законопроекту, а поэтому принятие решения о его предварительном одобрении, без устранения недостатков, на которые обратил внимание суд, - это прямое нарушение Регламента. Что может иметь следствием признание изменений неконституционными.

Народные депутаты об этом знали, поскольку в решении Комитета по вопросам правовой политики, которое было подготовлено к этому законопроекту, указано: "Комитет считает, что изложенные замечания в заключении КСУ не согласуются с рядом положений Конституции Украины".

Таким образом, члены указанного комитета взяли на себя полномочия решать, соответствует ли Конституции решение КСУ, и приняли по этому поводу вердикт.

Напомню, для новоизбранных членов парламента, согласно ст. 151-2 Конституции Украины, решения и заключения, принятые Конституционным судом Украины, являются обязательными, окончательными и не могут быть оспорены.

Отныне комитет ни в коем случае не может принимать подобных выводов.

К сожалению, вопрос об отмене депутатской неприкосновенности перешел из юридической плоскости в чисто политическую, где главное - принимать такие решения, которые будут нравиться избирателям. А если потом КСУ вполне справедливо все отменит – то всегда можно сказать, что во всем виноваты судьи.

Владимир Пилипенко
https://112.ua

Tags: ВРУ, Законодательство, Мнения
Subscribe

Posts from This Journal “ВРУ” Tag

promo specnazspn 21:59, вчера
Buy for 200 tokens
Кому интересно, подписывайтесь здесь Мой Telegram канал
Comments for this post were disabled by the author