specnazspn (specnazspn) wrote,
specnazspn
specnazspn

Categories:

Печатные СМИ в Украине: провальный сезон, который не заканчивается


Не секрет, что эра печатной прессы подходит к концу. Летом произошло знаковое событие: прекратил существование популярный журнал «Барвинок», основанный в далеком 1928-м и выходивший ежемесячно на протяжении 91 года.
«В первом полугодии у нас было три с половиной тысячи подписчиков. В этот же период в прошлом году – шесть тысяч. Количество подписчиков постоянно падает», – написал редакционный коллектив о прекращении работы «Барвинка» в последнем июньском номере журнала. В инновационную эпоху развитие цифровых медиа и их последующее доминирование можно считать логичным эволюционным процессом. Но все же стоит разобраться, почему печатные издания в Украине закрываются, а новые СМИ становятся фаворитами, на которые и делают ставки медиахолдинги и рекламодатели.

Состояние современного рынка печатной прессы в Украине

Началом кризиса печатной прессы в Украине можно считать 2008 год, затем последовал 2013-й, принесший очередное сокращение бюджетов. В тот же год обанкротилось крупнейшее подписное агентство «Саммит». У него появились долги, и ряд издательских компаний перестали отпускать предприятию свою продукцию.

«Саммит» создавался как альтернатива «Укрпочте» по доставке газет и журналов. Качество доставки было основным преимуществом подписного агентства. Кризис начался в 2012-13-м, когда начали сильно уменьшаться объемы подписки на газеты и журналы. Сначала закрылись «Галицкие Контракты», «Инвестгазета», потом глянцы «Esquire Украина», National Geographic, «Домашний очаг», украинский Men’s Health. Уходит с рынка ИД «Коммерсантъ», – вспоминает Игорь Степурин, руководитель издательства «Саммит-книга». Некоторые из перечисленных экспертом СМИ отказались от печатных версий и перешли в диджитал (например, «Галицкие Контракты» – Kontrakty.ua), а кто-то ушел с рынка полностью – как ИД с российскими корнями «Коммерсантъ».

За окном уже 2019-й – объемы подписных тиражей продолжают падать, а издания с историей закрываться. Можно сказать, что рынок достиг своего дна и дальше падать ему некуда. Но как скоро печатная пресса закроется совсем? Так, Юлия Мостовая, редактор еженедельника «Зеркало недели», в одном из комментариев сказала, что «печатные СМИ будут выходить еще несколько лет».

Однако сегодня появляются новые ситуативные классифайды, в связи с чем многие специалисты рынка пока не берутся называть точную дату заката печатной прессы.

«Я не сторонник резких заявлений о том, что прессе осталось 2-3-5 лет. Во многом это зависит от предпочтений аудитории», – говорит председатель Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Сергей Томиленко.

Несомненно, развитие интернета и цифровых технологий повлияло на сокращение печатных медиа. Но только ли это?

Каналы доставки прессы умирают быстрее, чем сама пресса

Интернет – это сильный фактор, однако более значимым и ускорившим весь процесс «схлопывания» стало то, что каналы доставки прессы перестают функционировать должным образом. Действительно, печатная пресса по-прежнему востребована, у нее есть своя аудитория, но каналы доставки в виде логистики, сетей сбыта закрываются с достаточно большой скоростью. А это критический фактор, находящийся между читателем и продуктом, – именно разрушение системы сбыта привело к тому, что тиражи катастрофически сокращались в последние годы.

Если брать Киев, где все еще остается существенная аудитория, у общественно-политических изданий самой мощной сетью считается «Союзпечать», при этом каждый год она сокращается от 10% до 20%. Киоски по продаже периодики просто не в состоянии приносить прибыль, такую, например, как продажа сигарет и всего остального, что имеет более высокую маржинальность. Именно поэтому речь идет уже об остатках сети «Союзпечать».

«Сегодня в Киеве 300 точек «Союзпечати», из которых только 220 можно назвать точками по распространению прессы, все остальные задействованы в партнерской программе. Их сдают в аренду другим компаниям, которые тем не менее по договору аренды обязаны сохранить минимальный ассортимент прессы. Сделано это с целью, чтобы в лучшие времена вернуть точки назад, – рассказывает Алексей Бабанский, президент Ассоциации распространителей прессы Украины и заместитель директора агентства «Союзпечать». – Если говорить о тенденции, то в середине 90-х насчитывалось порядка 550 точек «Союзпечати». Кроме этих точек, были также точки, принадлежащие мелким сетям, редакциям газет. Всего сеть насчитывала около 1000 объектов распространения по городу».

https://ubr.ua/

Tags: СМИ, Тенденции, Украина
Subscribe

Posts from This Journal “СМИ” Tag

promo specnazspn 21:59, yesterday
Buy for 200 tokens
Кому интересно, подписывайтесь здесь Мой Telegram канал
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments