?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Народ брокпа называют потомками воинов Александра Македонского. Уединившись в горах на севере Индии, они многие века сохраняют уникальную культуру и традиции. Об этом рассказал в своем фотодневнике Виталий Оплачко  выставленном в музее Западного и Восточного искусства Одессы в мае.

Выставка «Потомки воинов Александра Македонского» Виталия Оплачко рассказывает о его путешествии на край света – в горы Северной Индии. Капитан Оплачко известен своими фотоотчетами о путешествиях в самые укромные места планеты, где сохранилась уникальность и самобытность отдельных народов и этносов. На вопрос, как долго удержится столь экзотичная и неповторимая культурная карта самобытных народов, моряк вздохнул и сказал, что любая жизнь строится на экономике. А жизнь, удаленная от цивилизации, без поддержки внешнего мира достаточно затруднительна.


– Открытие народа брокпа началось для меня с альбома американского фотографа Джимми Нельсона «Уходящие племена», где я увидел племя, которое носит украшения из цветов, – рассказал на открытии Виталий Оплачко.
– И я решил посетить уникальные места, где живут эти удивительные люди. Пришли они в плодородные долины реки Тигр около 1500 лет тому назад из каменистых пустынь Гилгита (ныне Пакистан). Они исповедуют буддизм с элементами древней религии Бон.

Письменности у них нет, их устная история изложена в 18 гимнах, в которых упоминаются названия тех мест, через которые предки дардов пришли в Западный Ладак.
– Народ брокпа сопровождают пересуды и легенды. Один из распространенных мифов говорит, что они являются потомками воинов Александра Македонского. Знаменитый полководец вторгся в Северную Индию, даже основал на берегах Гидаспеса (Hydaspes) два города: Александрия Никейя и Александрия Буцефалос (в честь погибшего в сражении жеребца).

Но сражение с Пором нанесло такой урон войску греков, что через несколько недель Александр был вынужден повернуть к полноводному Тигру и начать сплав на юг, к Аравийскому морю. Плодородные долины Великой Индии остались непокоренными. Вероятно, часть больных и раненых воинов греческого войска не смогли или не захотели возвращаться на Родину и остались в горных долинах нынешнего Кашмира и Западного Ладака.

В Индии поддерживают эту версию, тем более, это привлекательно для туристов. Есть еще одна легенда, что это последний арийский народ, который сохранился в этом блоке Гималаев, – отмечает исследователь. – Во время фашистской Германии было создано оккультное общество «Ahnenerbe» – немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков, которое занималось истоками корнями германцев и проводило исследования в Гималах.



Внешне брокпа отличаются от других народов, населяющих Ладак и Кашмир: у них более светлая кожа, острые черты лица с «орлиными» носами, светло-каштановые волосы, большие миндалевидные глаза, иногда голубого цвета. Брокпа хорошо сложены. Они значительно выше ростом, чем их соседи-тибетцы.

Этнографы относят брокпа к индо-арийской расе. На протяжении столетий все браки у брокпа заключались строго в своей общине, либо в соседних деревнях. Для предотвращения инбридинга (близкородственных отношений – прим. ред.) установлено табу в три поколения. Из-за скудности природных ресурсов была распространена полиандрия: когда старший брат женился, его избранница автоматически становилась женой и остальных его братьев. Таким образом, сохранялись и не дробились немногочисленные наделы плодородной земли.


В последнее время немецкие туристки зачастили туда, несмотря на сложность проникновения, пытаясь забеременеть от местного мужчины и родить настоящего арийца. Для посещения «Арийской долины» помимо визы иностранцам требуется специальное разрешение от командования индийской армии. Район долины Баталик вплотную примыкает к линии разграничения с Пакистаном, где постоянные приграничные конфликты. В 2007-м индийский режиссер Санжив Сиван (Sanjeev Sivan) выпустил документальный фильм «Achtung Baby. In search of Purity» («В поисках чистоты»).

Ему удалось разыскать и взять интервью у одного из мужчин деревни Да, который стал платным донором и возможным отцом немецкого ребенка. Сами брокпа усиленно подчеркивают свою арийскую чистоту, осознанно рассматривая это как ходовой туристский товар, но от сексуальных контактов с иностранцами решительно отказываются. Многие молодые парни прибавляют к своим тибетским именам слово «arian». Правительство штата Джамму-Кашмир тоже использует расовые намеки для привлечения иностранных туристов в этот бедный и малоразвитый район.

Во многих отношениях брокпа сохраняют патриархальные традиции: непререкаемым авторитетом для них является староста деревни – намбардар. Его помощнику котвалу каждая семья выделяет часть своего урожая и приплод овец и коз. Когда в деревню приезжают гости, их угощение – обязанность котвала. Как и во многих трайбалистских общинах, при заключении брака муж обязан заплатить выкуп будущим родственникам. Обычно в виде серебрянных украшений и монет. Брачные союзы могут легко распадаться – общественное мнение смотрит на это вполне спокойно. При этом, если инициатива исходит от женщины, она обязана вернуть бывшему мужу все подарки.



– Климат местности брокпа благоприятен для выращивания двух урожаев зерновых пшеницы, ячменя, проса. Здесь растут почти все для нас обычные овощи и фрукты, включая абрикосы и виноград, – отмечает Виталий Оплачко. – Причем обильные урожаи абрикосов всегда служили товаром для обмена с соседями – тибетцами и ладакцами, а из дикорастущего винограда изготовляется вино – гунчанг.
Внешний вид мужчин и женщин брокпа немыслим без живых или подсушенных цветов в их головных украшениях «kho», главный из которых – физалис. Его оранжевые коробочки, как, впрочем, и другие цветы, – непременная часть сельских огородов.


– Главное событие в жизни племени брокпа – фестиваль Бона На, который проводится раз в три года. Его отмечают после сбора урожая, обычно в начале октября. Во время него мужчины и женщины целуют друг друга не переставая. Не думаю, что в этих поцелуях есть эротический подтекст, – говорит Виталий Оплачко.

– Хоть рассказы о вседозволенности брокпа кочуют по страницам впечатлений путешественников. Есть легенда, что этот народ, помимо охоты и сбора урожая, любил потанцевать, но только в свободные от трудов часы. В отличие от смертных, их боги Lhas хотели танцевать все время, отрывая бедняг от их земных обязанностей. Мало того, от их танцев страдали поля и пастбища.
Тогда брокпа придумали, как избавиться от своих не в меру веселых богов: они стали их целовать. Богам это вскоре надоело – сотни поцелуев каждый день – и они покинули пастбища брокпа. В горах еще остались круги танца богов, которые не зарастают травой.


Инна Ищук, Анатолий Венгрук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 19 от 17.05.2017-го
Оригинал взят у moryakukrainy

Posts from This Journal by “Этнография” Tag

Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek