?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у moryakukrainy в Феликс Дашков, капитан-легенда

Капитан Ф.М. Дашков представляет В. Высоцкого экипажу теплохода Беларусь
– Я только что его поздравил по телефону и расскажу вам кое-что с его слов, – звонил в редакцию Сергей Лиознов, старпом АПС, обязанный капитану Дашкову своим выбором морской профессии. Другу многих выдающихся людей своей эпохи, искусному судоводителю, человеку-душе исполнилось 90! Обещал быть в Одессе и повспоминать в кругу друзей. Но это планы на лето, а пока…
Встречаемся в кафе возле моря. Сергей Лиознов вспомнил, когда Феликс Михайлович, большой друг семьи, взял его, школьника, в рейс по Крымско-Кавказской на т/х «ЛИТВА». Отец, профессор Одесской консерватории, прочил сыну иную карьеру. Но Сергей, постояв на мостике лайнера, решил стать моряком. Так же, как Феликс Дашков, который в 1944-м отправился в Одессу, чтобы поступить в мореходку (ныне им Маринеско).

– Феликс Дашков родился в 1927-м в китайском Харбине. Отец Михаил был ответственным руководящим работником советского участка Китайско-восточной железной дороги. Потом семья переехала в Москву. Отец возглавил крупное транспортное предприятие. А в 1937-м его репрессировали. В 1942 году в ГУЛАГЕ Михаил Дашков умер. Феликс едет в Одессу, чтобы поступить в мореходку. Он поступает на судоводительский факультет.
Учится в одной группе с Дондуа, Голубенко, Егоровым, Третьяком, великими капитанами. Он успевает на отлично, его фотография на доске почета, получает повышенную стипендию.

– Тридцать лет потом еще в мореходке висел его портрет как лучшего курсанта, – замечает Сергей. – В 1948-м выпуск с отличием, имел полное право оставаться в ЧМП. Но ему официально отказали. Из-за его семейной истории Феликса «сослали» на Дальний Восток, без визы. Тем не менее он своим мастерством, отношением к людям, завоевал доверие и в 1954-м стал капитаном дальнего плавания. Там ему открыли визу.

В это время в немецком порту Висмар заложили постройку 19 пассажирских судов для Союза. И в 1960 году Дашкова направляют в Висмар для приемки и перегона лайнера «Петропавловск». А его однокурсник Дондуа как раз принимал «Литву». Они встречаются. Дондуа предлагает Дашкову пойти к Данченко (начальник ЧМП), чтобы перевестись в Одессу. Феликс очень даже «за».

Он принимает «Петропавловск» и заходит в Одессу, чтобы получить экипаж и снабжение. И как раз Дондуа пригоняет «Литву». И начинают решать вопросы. Дондуа жил на одной площадке с Дмитрием Васильевичем Ткаченко, заведующим транспортным отделом обкома партии, который имел репутацию защитника моряков. Вместе они идут к Данченко. И он без вопросов принимает решение перевести Дашкова в Одессу в ЧМП. Дашков отогнал теплоход к месту назначения, доставил по пути в Индонезию военнослужащих и вернулся в Одессу. Его сразу назначили капитаном парохода «Сергей Киров», потом с приемки он получил новое судно в Херсоне – «Трансбалт», типа «Ленинский комсомол».

Проплавал на нем до 1965 года. А когда Сергей Дондуа поехал принимать «Тарас Шевченко», Дашков принял «Литву». И был на ней капитаном много лет. По его проекту лайнер был переоборудован во Франции, и по тому же проекту переоборудовали «Латвию» и «Армению». «Литва» – это был первоклассный теплоход по судоходным качествам и оснащению. На пароход «Сергей Киров», затем на «Трансбалт» к нему были направлены младшими помощниками Вадим Никитин, Сергей Степанов, Николай Сопильняк, которые благодаря воспитанию капитана Дашкова стали первоклассными капитанами пассажирского флота.

С начала 70-х активно обновлялся пассажирский флот Черноморского пароходства. Строились суда, в том числе и в Финляндии, которая в то время была законодательницей мод в строительстве пассажирских паромов. В финском городе Турку на верфи «Вяртсиля» в постройке находилось пять однотипных авто-пассажирских паромов-теплоходов, предназначенных для Черноморского пароходства. Головному в серии присвоили название «Белоруссия». Первым капитаном на головном судне был назначен Феликс Дашков.

– Он перед отъездом был у нас в гостях и показал в журнале «Морской флот» белоснежный лайнер, который ехал принимать, – вспоминает Сергей. – Три месяца он жил в Финляндии. И сделал приемку судна очень эффектной. Пригласил «Песняров» из Белоруссии.
И судно сходило со стапелей под исполнение белорусского ансамбля. Когда «Белоруссия» пришла в Одессу, был праздник. Приехали иностранные делегации. Помню оркестр, много людей на морвокзале. И вот капитан Дашков на среднем ходу разворачивает «Белоруссию», и она идет на нас кормой. Раздается приказ фотографам – не снимать, сейчас что-то случится. Но она стала к причалу, как рубашка к телу. И все начали аплодировать. Первый рейс тогда был рекламный. Были все московские театры, певцы, шоу-программы.

Потом «Белоруссия» перешла на Марсельскую линию. Ее начали фрахтовать на семь месяцев. И капитаном этого прекрасного лайнера был Феликс Дашков. Достигнутый на «Литве» уровень обслуживания Дашков перенес на «Белоруссию» и много сделал для повышения комфорта.

Встреча старый друзей. Теплоход Максим Горький. сл на пр. Павел Пьянов, Марина Влади, капитан С.Л. Дондуа, В. Высоцкий, капитан Ф.М. Дашков, первый пом. Зайцев

Его просто все обожали. Это очень хлебосольный человек. С ним много лет дружил Высоцкий. Приезжал на судно, в столовой команды ставил микрофон и пел для экипажа.

Первые пластинки, которые вышли в Канаде у Высоцкого, получил Дашков. Он дружил со многими писателями, поэтами, певцами. А скольким людям он помог в жизни!
– Дашков – уникальный, – рассказывали мне ребята из его экипажа. – Если ты что-то сделал не то, подойдет, скажет: «Молодой человек, как вам не стыдно!». Или посмотрит так, и у тебя слезы бегут. «А я в вас верил!». И ты уже никогда второй раз так не сделаешь.

У него интеллигентность врожденная, – подчеркивает старпом. – Я видел, как он ходит на концерты, как уважает любую нацию. Он смотрел не на национальность, когда набирал кадры, а на самого человека. Поэтому на руководящих должностях в советское время у него были и евреи. По возможности, когда он бывал за границей, он заходил в синагогу. И внешне он очень был независимый, спокойный. В то же время он мог прямо в лицо высказать замечание.

Судьба его круто повернула, когда Ваня Мироненко, старпом на лайнере «Горький» у Дондуа, женился на Олечке, дочке заведующего отдела транспорта ЦК КПСС, который командовал пятью министрами. После женитьбы ему стали подыскивать приличный лайнер с престижной линии. И прочили «Белоруссию», которая ходила на Марсельской линии. Но там был Дашков, профессиональный, всеми уважаемый капитан, который был авторитетом в душе у всех. И тогда начали искать на него компромат.

Продвижению этого дела помог случай. В 1976-м председатель КГБ Украины Федорчук отдыхал в Ялте. Он увидел роскошный лайнер «Белоруссию». И захотел ее посмотреть. А в это время в Ялте выступал Кобзон. И Дашков пригласил его в свой дом, где жила его семья. А штурману сказал, что его нет ни для кого. Свита КГБ без предупреждения подъехала к лайнеру. Попросили вызвать капитана.

Штурман сказал, что капитан на встрече с Кобзоном. Федорчук попросил связать его с капитаном. Штурман позвонил: «Феликс Михайлович, тут к вам гости большие». А он отвечает: «У меня гости большие сидят дома. До свиданья!». Это доложили Федорчуку. И пошло-поехало…

В следующий рейс с Дашковым вышла комиссия парткома под руководством Василия Качана. У того с самого начала уже было готово решение на капитана, так как комиссия получила конкретное указание от «губителей пассажирских капитанов» того времени, второго секретаря Одесского обкома компартии Масика и тогдашнего его верного «Санчо Панса», завотделом транспорта и связи Лукашевича. Ему было объявлено конкретное официальное обвинение.
 Из его экипажа директор ресторана уехал в Израиль, как и дочка старпома АПС. Дружит с ненадежными людьми, как Высоцкий. Все это свели воедино и в 1978-м сняли его с «Белоруссии». Феликс Михайлович идет на т/х «Россия», «Абхазия», три года работает на лайнере «Адмирал Нахимов».

Это, конечно, была не «Белоруссия», где два винта регулируемого шага и подруливающее устройство, – отмечает Сергей. – «Адмирал Нахимов – тяжелый. Но Дашков так его швартовал, как будто всю жизнь на нем работал. Был один случай, мне рассказывал старпом: «Мы заходили в Одессу, был туман, метров 40 ничего не было видно. Дашков ходит по мостику, в радар смотрит.
Потом снимает очки и говорит:
– А чего вы стоите, подавайте концы.
– Куда? Ничего не видно!
– Там причал внизу!»

Вот такой это был судоводитель! Педантичный, спокойный, собранный. Но его сняли и с «Нахимова». Конечно, он мог попросить за себя, у него были большие связи. Но не стал.
– Если я им не нужен, если я что-то сделал не так, я проситься никуда не буду, – всегда говорил он.

И этот человек, гордость советского флота, устроился работать лоцманом в Ялте, потом уехал в Москву. А сейчас живет в Германии, – подытоживает свой рассказ Сергей Лиознов.
– И когда он приезжает в Одессу, это праздник. Феликс Михайлович – это легенда, образец порядочности, искусный судоводитель, он воспитал плеяду капитанов. Но сколько он мог бы еще сделать, оставаясь на мостике, для людей, для своей страны?! Вопрос, конечно, риторический.

Инна Ищук, Анатолий Венгрук, «МОРЯК УКРАИНЫ», № 12 от 29.03.2017-го

Posts from This Journal by “Капитаны” Tag

Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek