?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у moryakukrainy в НИКОЛАЙ ТАРАСОВ: БОЛЬШЕ ДИВАНА Я ЛЮБИЛ СПОРТ

Морякам, поскольку они по многу месяцев находятся в ограниченном пространстве, обязательно нужно движение. На всех судах в наше время были оборудованы игры в настольный теннис, бильярд и др. Некоторые устраивали волейбольные площадки в натуральную величину 18х9, когда судно было в балласте, а трюма позволяли это. На турбоходе «Хирург Вишневский» я всегда был инициатором этой игры. Мы, механики, сражались всегда с палубной командой и почти всегда побеждали.
Я, извините, с высоты своих лет, а мне пошел 90-й год, всегда уделял внимание спорту. Несмотря на то, что я отплавал много лет кочегаром на твердом топливе, увеличивал физические нагрузки, и считаю, что они сохранили мне здоровье (кроме зрения и частично слуха) до глубокой старости. Я никогда не болел заболеваниями внутренних органов.
Все помнят при Горбачеве борьбу с алкоголизмом, иногда даже слишком. В то время я прочитал статью академика Углова, который писал о вреде алкоголя. С тех пор я перестал потреблять любой алкогольный напиток и понял, что это человеку абсолютно не нужно.
Еще одна беда – это курение. Я в 14 лет во время войны начал курить и курил до 1952 года. 31 марта я закурил «козью ногу» махорки и объявил, что бросаю курить. И вот уже 65 лет не потребляю это зловредное зелье. Даже сейчас на флюорографическом снимке отмечают только «возрастные изменения».

Иногда в иностранных портах приходилось играть в футбол с иностранными судами. Гораздо чаще побеждали наши моряки.
В августе 1957-го одесский интерклуб предложил нашему экипажу ледокола «Ленин» (с 1959 г. «Владимир Ильич») по просьбе английских моряков сыграть с ними в футбол. Мы согласились. Игра состоялась на стадионе «Динамо». Все наши футболисты предложили мне, считая меня знатоком и ярым болельщиком, отсудить эту встречу. Я впервые в жизни взял свисток в руки, грубых ошибок не сделал, но отсудил неважно, о чем сожалею. Больше я никогда в жизни не судил футбольные матчи, понимая, что судить и играть – это большая разница. Наши выиграли 6:1. Сказался выбор игроков, у нас экипаж был более 70 человек. Затем интерклуб устроил хорошую встречу с англичанами (экипажем английского судна), где выступали тогда еще молодые Жванецкий М. и Карцев Р.

Я увлекся бегом трусцой: вначале медленно, а затем прибавил и установил норму в 40 минут, иногда больше. За это время я пробегал 7 км, и так каждое утро. На судне бегал по палубе вокруг трюмов, а если не позволяла погода, спускался в коридор вокруг машинного отделения и бегал там.
За многие годы (а я вел дневник с указанием погоды, пульса до бега и после и расстояния), я пробегал до выхода на пенсию в 1990 г. 42 тысячи километров. Дневники эти сохранилась. Вы скажете: «Когда я мог это делать?» и будете правы.

По характеру я «жаворонок», вставал всегда очень рано и при всех обстоятельствах успевал всегда до рабочего дня или вахты в машине делать эту утреннюю пробежку. Позже, когда я стал первым помощником капитана, я часто нарушал правила поведения советского моряка за границей. На стоянках в портах у меня были проложены трассы. Во многих портах по причалу или даже более. В Гамбурге, Сингапуре, Гавре и многих других портах. Я всегда очень рано выходил в шортах, футболке и кроссовках (за время бега, кстати, я износил их более пяти пар).
Иногда происходили разные случаи. Так, в порту Кампонгсаом (Камбоджа) нас предупредили, чтобы были осторожны, «полпотовцы» из джунглей обстреливают моряков. Я пренебрег их замечанием и утром, бегая вдоль судна по причалу, услышал свист пуль. С какой скоростью я взбежал по трапу на судно, можете представить.

Были интересные встречи во время бега. Так, в порту Чиба (Япония) на т/х «Владимир Гаврилов» мы грузили трубы большого диаметра для Сибири. Я проложил себе трассы вдоль судна метров 400. Вдруг смотрю, навстречу бежит японец. Худощавый, за спиной небольшой рюкзак. Мы встретились и поприветствовали друг друга. Наше судно стояло в порту несколько дней, и каждое утро я встречался с бегущим японцем. Потом я увидел его в трюме, он крепил трубы. Я спросил у агента, он объяснил, что этот японец живет в маленьком городке в 18 километрах от порта и каждое утро прибегает на работу, кроме выходных дней. Я очень зауважал этого японца, тем более мы всегда дружески приветствовали друг друга. Когда мы через семь месяцев опять пришли в порт Чиба и стали к тому же причалу, утром, бегая, мы с японцем встретились, даже обнялись, уважая наше увлечение.

Еще случай в порту Бремен (Германия). Моя трасса была проложена вдоль шоссе, почти вплотную. Утром, как всегда с рассветом, бегу, проезжает машина, за рулем женщина с пассажиром. Она убавила скорость и стала ехать рядом. Когда я повернул на обратный путь, они уехали, а я продолжал бегать. Машина возвращалась уже без пассажира, и она опять ехала рядом и очень назойливо стала приглашать меня в машину.
В Швеции, в порту Карлштадт, утром зимой мороз –10, бегал при освещении вокруг склада. Только забежал за угол и столкнулся с человеком, он от неожиданности испугался и упал. Мне пришлось его поднять, извиниться и проводить до дверей склада.
Однажды я проверил себя, насколько я готов бегать. Во Франции в хорошую погоду я бегал 2,5 часа и пробежал более 20 километров.
Еще работая кочегаром, я увлекся гиревым спортом. Научился, вращая гирю, подбрасывать ее выше головы. На турбоходе «Хирург Вишневский» в 1967 г. проходили соревнования по гиревому спорту. Ребята уговорили меня поучаствовать, хотя мне уже было около 40 лет. Я поднял двухпудовую гирю 26 раз, занял 2-е место, а опередил меня матрос Порсин, который был на 15 лет моложе и на столько же тяжелее меня. Он поднял гирю 29 раз. Удивительно то, что я при росте 172 см и весе 70 килограмм был очень выносливым и крепким человеком. Думаю, что это из-за увлечения спортом, особенно бегом.

Но спорт высших достижений я считаю вредным для здоровья.
Однажды на т/х «Хирург Вишневский», когда проходили Суэцкий канал, в 1968 г., капитан Яркин П. М. (вечная память), когда отдали якорь в соленом озере, объявил шлюпочную тревогу, оставив на борту себя, стармеха и электромеханика. Спустили два бота, и всем было приказано прыгать в воду и проплыть вокруг судна. Представьте себе, что пять моряков вообще не умели плавать, некоторые (человек 20) только барахтались вокруг шлюпок, ну а более 20 человек проплыли вокруг судна за разное время. Четыре человека и автор строк обошли судно дважды. Это в соленом озере, где можно было лежать на воде, не двигаясь. Потом заставили учиться плавать тех, кто не умел.
На всех судах ЧМП в разной степени занимались спортом. У нас тоже была неплохая волейбольная команда.
Как-то в порту Гавана (Куба) мы встретились с т/х «Дмитрий Полуян», где капитаном был Шитов, а стармехом Янчев Н. Н. (вечная им память). Оба хорошо играли в волейбол. Мы им дважды проиграли.

С Колей Янчевым я дружил много лет. Мы вместе заканчивали высшую мореходку, были в 1969 г. на курсах старших механиков при высшей мореходке.
Нас с электромехаником на т/х «Берислав» в паре никто не мог обыграть в настольный теннис, хотя нам в сумме было 108 лет.
Поскольку мои сыновья готовились быть моряками, их тоже привлекал к занятиям спортом. Со старшим сыном зимой выходили во двор и до пояса натирались снегом. Младшего жена не пускала. Он очень любил футбол, хорошо играл сам и с раннего детства я его всегда брал на матчи «Черноморца» и «СКА». Сейчас он на пенсии, ему 67 лет, он капитан дальнего плавания. Старший сын был начальником радиостанции.
Я почти 40 лет выписывал газету «Советский спорт». Как-то сказал экипажу, что мне уже ее пора давать бесплатно. Вот после моих слов моторист Веня Пономаренко сказал: «Я более 25 лет хожу в винарку «Два Карла», но бесплатно мне никогда не предлагают».
Бегать я перестал после выхода на пенсию, зато стал много ходить пешком. Ежедневно по 3-4 километра. В Париже был инициатором подъема пешком на вторую площадку Эйфелевой башни. Поднялся вторым, хотя шел мне 41-й год.

Хочется сказать бывшим морякам: «Не ленитесь, помните, что движение – это жизнь и здоровье». Даже находясь в блокадном Хайфоне в течение семи месяцев, я не прекращал бегать. Лишь при объявлении тревог убегал на судно.
На т/х «Владимир Гаврилов» был старшим механиком Саша Мороз. Он весил 113 кг, хотя ему было 34 года. Видя, как я уделяю внимание бегу, он меня попросил составить план, чтобы войти в форму. Я ему сначала рассчитал ходьбу вокруг шести трюмов, с 10-го круга постепенно добавлять по одному кругу каждые три дня. Затем, если будет желание, пусть переходит на легкий бег. Он любил хорошо покушать, я ему сказал, чтобы он питался, как прежде. Он так постепенно увлекся, что я его начал ограничивать в интенсивности. Но через полгода Саша весил 78 кг и был очень доволен своим спортивным видом. Все в руках каждого из нас.

Во всех авральных работах, особенно по подготовке трюмов под зерно, принимал самое активное участие.
Сейчас, будучи на глубокой пенсии, хожу пешком на собрания ветеранов на Межрейсовую базу моряков с улицы Космонавтов угол Терешковой. Раньше, когда было относительно хорошее зрение, уходило 42-43 минуты. Сейчас я инвалид по зрению, уходит 50-52 минуты. Поверьте, не устаю.
Вспоминаю, как на судах мне всегда говорили: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет». Я никогда не обижался.
Хорошо помогал дачный участок на берегу Белгород-Днестровского лимана. Наши участки со стармехом Романенко А. М. были рядом, и мы с чистого поля сделали цветущие сады. Работы было очень много. А дружим мы с ним со времен войны, с 1944 г., когда стали юнгами.
С тех пор нас осталось шесть человек. Это капитан Веселовский Василий Дмитриевич, Григорьев Игорь Адрианович, старпом Теселкин Петр Николаевич, стармех Лазарев Коля и упомянутый Алеша Романенко.


Я очень доволен своей жизнью. С женой прожили 68 лет. Я побывал в 204 портах, 67 странах. И сейчас по мере сил стараюсь быть полезным людям, потому что больше дивана я любил спорт.


Николай ТАРАСОВ,  «МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 2 от 18.01.2017-го

Posts from This Journal by “Спорт” Tag

Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek