?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у moryakukrainy в Александр Димитревич: Моряк выпадает из обоймы, если не учится

Каждый становится стариком, но только кто постоянно учится, становится мудрецом».
В редакцию газеты «Моряк Украины» обращаются члены морских семей, в основном с однотипными вопросами о помощи морякам, попавшим в беду. Что делать семьям, как вести себя морякам, куда обращаться? Наши вопросы прокомментировал эксперт Александр Димитревич, координатор в странах Восточной Европы программы «Поддержка в кризисных ситуациях на море» Sailors’ Society.

Моряк попал в тюрьму. Действия семьи
– В редакцию позвонила супруга механика. Его судно арестовали, обнаружили наркотики. Моряк оказался в тюрьме Италии без необходимых лекарств, помощи. Действенных общественных организаций в Италии практически нет. Что делать? Подобных обращений становится все больше. Как поступать семьям в такой ситуации?

– Для семьи это обычно очень серьезный дистресс. При этом, когда мы эмоционально заряжены, мы не сможем решить задачу эффективно. В 90 % случаев, когда у нас гормональный фон повышен, мы не в состоянии принимать правильные решения. Поэтому к ситуации нужно подойти как можно спокойней и взвешенно. Наш мозг не любит многозадачности. Нам нужна конкретика. Нужно задать себе вопрос: что конкретно я могу сделать на данном этапе и за какое время. Есть правило пяти точек. В один день или короткий промежуток времени мы можем сфокусироваться и решить три, максимум пять задач. Поэтому номера мобильных телефонов разбиты на группы. Семь цифр номера запомнить достаточно сложно. Играя в тетрис, – помните такую игру? – на начальном этапе вы удерживаете внимание. Когда же кубиков становится больше, вы начинаете нервничать. Когда у вас куча проблем, это похоже на заваленный папками стол. Чтобы разобраться в этом, нужно применить определенный алгоритм действий. Проблема должна быть разбита на составляющие. Нужен определенный план действий, что поможет семье снять лишний стресс, переформулирует проблему в комплекс задач, которые можно решать последовательно. К примеру, разбивая задачи по организациям, способным их решить. Так, МИД в большинстве случаев не будет решать вопросы бытового обеспечения, но эффективно работает на официальном юридическом уровне. Обеспечение медицинскими препаратами и базовыми продуктами могут взять на себя профсоюзы и миссионерские организации. Вообще, для разрешения кризисных ситуаций создается рабочая группа из междисциплинарных специалистов, которые, взаимодействуя, решают вопросы. Семья обычно видит внешнюю картинку и воспринимает ее через призму собственного опыта, не представляя, что является первичным, а что вторичным для разрешения. Моя рекомендация в этом вопросе – нужно искать специалистов, которые взаимодействуют между собой и имеют опыт подобных ситуаций. Можно ли съесть слона? Можно, если его нарезать по частям. Вот так же и с этой проблемой.

Сомнительные предложения морякам оборачиваются годами проблем
– Даже опытные моряки, которые прошли не один десяток рейсов, в ожидании рейса иногда берутся за сомнительные предложения вроде перегнать буксир или яхту через океан. При этом они не всегда организованы в правовом смысле и иногда берутся за это без договора, на честном слове и дружеских отношениях. Вследствие чего люди попадают в сложные ситуации, из которых не могут выбраться годами.

– В институтах нам традиционно дают набор технических навыков или HARD Skills, чтобы мы могли пользоваться этим инструментарием для разрешения задачи. Каждый моряк – специалист, который обладает определенным набором таких навыков. Используя эти навыки, он должен провести судно из пункта А в пункт Б. Все остальное: умение работать с другими людьми, управлять, принимать сложные решения, донести собственные мысли до другого человека, чтобы он понял тебя правильно, интеллектуальная осведомленность, включая юридические аспекты, остается на усмотрение каждого. Последнее мы традиционно называем «мягкие навыки» – SOFT Skills.

Предполагается, что человек, который проходит определенную практику, научится самостоятельно управлять другими людьми и с ними эффективно взаимодействовать. Но как мы этого добиваемся? В большинстве случаев мы копируем действия своего начальника либо действуем в рамках собственной интуиции. Наше
IQ – умение пользоваться инструментами – составляет лишь 15 % того, что нам необходимо в жизни. Восемьдесят пять процентов того, что мы используем, – EQ – эмоциональный интеллект. Если я не обладаю навыками решения задач, у меня нет должного уровня IQ, но у меня хорошо развито умение разговаривать с людьми, и я сумею организовать других, чтобы они решили для меня эту задачу. Наш эмоциональный интеллект – это часть «мягких навыков», это умение распознать чувства собственные и другого человека и придумать варианты решения алгоритма.

Я уверен, что те люди, которым дается предложение перегнать судно через океан, как минимум склонны рассуждать и думать, принимать это предложение или нет. И у них есть время на то, чтобы изучить историю компании, которая предлагает такое дело, перед тем как заключить контракт, есть возможность советоваться с юристами. Не так часто нам нужно мгновенное решение, тем более в трудоустройстве. И, если от нас требуют именно такого решения, это очень похоже на манипуляцию.

Пусть вы самые лучшие друзья. Но это море. И поэтому нужна бумага, гарантии. Пропустите свое решение через призму простых вопросов самому себе, через шаги алгоритма принятия решений – и вы сможете прийти к более или менее однозначному решению принимать предложение или нет. На своих тренингах я вижу, что много моряков старшего поколения, имея большой опыт, не хотят его систематизировать в плане принятия стратегических решений и предпочитают действовать интуитивно или «на авось», «где наша не пропадала!». Чаще всего такой «алгоритм» мышления заканчивается плачевно.

Стратегическому мышлению можно и нужно научиться самостоятельно или на тренингах, курсах, семинарах. Сейчас доступно очень много материалов по вопросам эффективного управления, стратегического планирования и науку нужно использовать себе во благо. Многие вещи можно и нужно предусмотреть, а не использовать «орел-решка». Вам же не придет в голову использовать «орел-решка» и пытаться с закрытыми глазами «перебежать трассу Одесса – Киев».


Купить или учиться?
– Сегодня в обществе устоявшийся стереотип, что в споре между словами «купить» и «учиться» последнее капитулирует. Люди стараются купить справку, документы, медицинский осмотр, направление на работу, платят за сомнительные предложения уйти в рейс. Бывают случаи, что такая лжекомпания открывает визу моряку, он улетает. А там его не ждут. В публикации о поддельных документах мы рассказывали о фирме, в которой нашли полсотни фальшивых печатей государственных органов, с помощью чего подделывались любые бумаги. Капитан Одесского порта Александр Антонов рассказывал, что ему прислали документы капитана, под которыми он не подписывался. То есть человек, не обучаясь, купил сразу диплом капитана и пошел наниматься к судовладельцам.

– Интересно, а почему этот человек не купил диплом штурмана боинга, ведь там зарплаты не меньше?! Почему управление судна не вызвало у этого человека такого опасения, как управление пассажирским лайнером? Понятно, что спрос рождает предложение. Но у меня вызывает откровенный ужас, когда люди считают, что главное – бумага. А с остальным он по ходу разберется. Но я не знаю, какую отрасль человеческой деятельности можно взять, где без риска для себя можно пойти на такую аферу. Я провожу коучинговые консультации для ребят, которые собираются в море. Некоторые умудрились выйти на 1-2 рейса. Но на борту они осознали, что ничего не умеют, и вернулись домой, чтобы учиться. Купить диплом можно. Но что вы будете делать в рейсе, если ничего не знаете? И самое главное, вы подставляете себя и окружающих. Из-за вас могут погибнуть люди.

Моряк – это высокорисковая профессия. Технологии очень быстро развиваются, устанавливается новая система, постоянно повышаются требования, нужно быть в курсе всего этого. Многим с возрастом очень тяжело учиться и раньше бытовало заблуждение, что наша память с годами ухудшается, потому что отмирают клетки мозга. На самом деле это миф. Если мы не учимся, мы теряем эту привычку, вот это факт. Менять что-то в своей жизни очень сложно именно потому, что сложно менять некоторые привычки, стереотипы, выходить из собственной зоны комфорта. Но каждый человек в любой отрасли как минимум должен пройти в год один обучающий курс. Не купить диплом, а научиться. Если мы останавливаемся и не учимся, мы начинаем деградировать. Тем более это касается профессионалов, представителей рисковых профессий. Учиться надо обязательно, развивать свой мозг, устанавливая новые нейронные связи. Простая лень доводит до того, что человек решает потратить деньги, которые заработал в море потом и кровью, на справку или сертификат о прохождении курса обучения. Тем самым он пренебрегает системой собственной безопасности и подвергает риску своих товарищей.



Сейчас большинство крупных игроков морского рынка постоянно повышают требования к безопасности и эффективности экипажей. И нужно постоянно идти с ними в ногу. Вспомните, это произошло на наших глазах недавно: те люди старшего поколения, кто в свое время не приняли необходимость изучения интернета, компьютера, не вошли в систему и просто выпали из обоймы. Потерять нюх, что надо, а что нет, и упустить момент – очень легко. То же самое происходит на морском рынке, система постоянно развивается.

Статистика говорит, что люди предпочитают менять род деятельности каждые 5-7 лет. Если мы застреваем на одном месте, то начинаем чувствовать себя несчастными, останавливаемся в развитии. На море же происходит промоушен – движение вперед. Но, тем не менее, я знаю многих молодых капитанов, которые, достигнув должности к 40 годам, перестают учиться. У них начинается профессиональное выгорание, которое ведет к профессиональной деформации. Есть такой фразеологизм:«по пояс военный», так же есть «по пояс моряк». Чтобы защитить себя, люди используют различные методы – например, черный юмор, или перестают обращать внимание на острые моменты, или перестают реагировать на индикаторы, сигналящие о риске, некоторые теряют мотивацию, развивается депрессия. Чтобы избежать всего этого, нужно уметь распознать такие симптомы через вопросы самому себе, это помогает сохранить собственную мотивации, ставить цели. Морская карьера может быстро идти в гору и должность капитан – не потолок. Будучи капитаном, можно начинать думать, как стать полезным в офисной работе в морских международных компаниях и продолжать быть востребованным, постоянно развиваться. Это, естественно, требует получения дополнительных навыков: улучшить английский язык, развить эмоциональный интеллект, узнать о системах управления и лидерства.

На флоте используется негативная система лидерства: где я начальник, ты дурак. Море – рисковая среда, и такая система зачастую оправдана. Когда я говорю, нужно сразу выполнять. Эта модель эффективна во время авралов и имеет серьезный недочет в рутине. Когда я отвернулся, отошел, все вздохнули с облегчением и начинают «дружить против» меня. Есть еще одна модель – система позитивной власти. Капитан становится учителем и наставником. С одной стороны, он строг и требователен. С другой – учит. Этот человек научился управлять людьми, используя разные стили. Профессионалом может называться человек, когда у него есть собственное развитие и личностное совершенствование. Такие люди очень востребованы в системе морского обучения.

Что моряку нужно знать о пиратстве?
– В нашей публикации вы делились опытом, который собрали, впервые опросив более 40 наших моряков, побывавших в пиратском плену или схожих ситуациях. Что моряку нужно знать о пиратстве?Актуальна ли сейчас эта проблема?

– Тема пиратства существует. Захваты по-прежнему происходят. Но важно осознавать, в каких регионах это случается и какие меры принимаются компанией и на борту в случае нападения. Вероятность попасть в пиратский плен достаточно невелика, но она существует. Вероятность погибнуть от рук пиратов в разы ниже. Пираты берут в плен моряков, чтобы получить выкуп, это бизнес-модель. Пираты циники. Им не нужны мертвые моряки. За них не заплатят выкуп. Мы знаем ситуации, когда пираты даже лечили моряка от лихорадки. При этом важно задать себе вопрос – какие гарантии у вас есть от компании, как она будет действовать в случае захвата судна.

Если основные риски покрыты, компания использует технические меры защиты, в договоре предусмотрены медицина, страховка и еще можно получить компенсацию за потерянные вещи, то это значительно снижает беспокойство. Обо всем этом надо узнать как можно больше и положить на «чердак», чтобы эта информация была в вашем багаже. При желании можно изучить психоэмоциональные реакции и действия в критических и кризисных ситуациях. Будь это разлив, навал, пожар или пиратское нападение, информация о стрессе, помощи себе и другим может спасти жизнь и сохранить здоровье. Когда мы умеем справляться с собственными реакциями и можем принимать правильные решения, мы создаем безопасную, экологичную обстановку вокруг себя.


Инна Ищук, Анатолий Венгрук,  «МОРЯК УКРАИНЫ»,  № 15 от 20.04.2016-го

Posts from This Journal by “Море и Жизнь” Tag

promo specnazspn август 17, 08:06 Leave a comment
Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek