?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у moryakukrainy в Как в Одесском порту снимали кино «Если есть паруса»

Сорок пять лет назад вышел фильм Одесской киностудии «Если есть паруса». Натурные съемки были в Одесском порту, на новом морвокзале и Воронцовском маяке. Как во время работы над всяким фильмом, и в «Парусах…» было немало смешных и забавных историй. Случился и один крайне неприятный казус, который мог плохо закончиться.



В фильме снимались известные актеры: Михаил Пуговкин, Георгий Юматов, Алексей Грибов, Борислав Брондуков, Муза Крепкогорская, Нонна Копержинская. Известный по фильму «Доживем до понедельника» и «Я родом из детства» Валерий Зубарев был на буксире учеником матроса. Сыграл матроса 1-го класса будущий видный сценарист и режиссер Виктор Мережко. На главную роль капитана буксира «Геркулес» был утвержден Виктор Семенов, актер Театра на Таганке, уже снявшийся перед этим в «Золотом теленке» Швейцера в роли мужа Зоси Синицкой.

А вот на главную женскую роль долго не могли найти актрису. Пробовалась даже Наталья Варлей, блеснувшая в «Кавказской пленнице», но потом почему-то категорически отказалась. В итоге роль главной героини досталась жене Виктора Семенова.
Картина стала еще как бы прообразом следующей истории об экипажах одесских буксиров – фильма «Берегите женщин». Кстати, помощником оператора в «Парусах…» работал будущий оператор-постановщик «Берегите женщин» Аркадий Повзнер.

Фотоальбом выложен здесь

История создания фильма такова. В конце 60-х в редакционном портфеле Одесской киностудии оказался сценарий тогдашнего председателя одесского отделения Союза писателей, поэта Ивана Рядченко. Статус номенклатурный, почти обкомовский. Поэт он был неплохой, но тут кино со своей спецификой, а ему тоже нужно было зарабатывать деньги. Так появился сценарий о молодом активном выпускнике мореходки, который, став капитаном буксира Одесского порта, вскрывает недостатки в работе портового начальства и выводит их нечестные проделки на «чистую воду» на общем собрании портофлота, а затем его, решительного и принципиального, назначают капитаном на океанский лайнер «Космос». Обычная, как говорится, производственная «фильма». Происходит это действие на фоне романа молодого моряка с племянницей начальника пароходства, с которым главный герой никак не может найти общий язык.

Но сценарий достался хотя и начинающему, но очень толковому режиссеру, недавнему выпускнику ВГИКа Валентину Козачкову. Валентин Федорович сделал из этой производственной темы очень симпатичный лиричный фильм. Даже, скорее всего, ключевая для сценария сцена общего собрания портофлота превратилась в итоге в проходной эпизод.
Козачков с необыкновенной симпатией и нежностью относился к снимавшимся в фильме актерам. Он восторгался играющим начальника пароходства народным артистом СССР Алексеем Грибовым: «Это же глыба!»

Снимали Алексея Грибова на морвокзале. Отгородили часть зала на втором этаже и устроили там кабинет начальника с видом из окна на Практическую гавань.

Один из эпизодов начинался с крупного плана главного снабженца порта – актера Семена Крупника. Хлопушка и камера находятся почти у самого лица актера. Щелчок хлопушки после команды режиссера, камера отъезжает, и съемочная группа грохает от смеха – на нас смотрит растерянный Семен Самойлович. Актер с головой в мелкой меловой крошке. Помреж забыла отряхнуть хлопушку от мела, которым писала номер очередного дубля.

Как-то под конец съемочного дня снимали эпизод серьезного разговора капитана со старпомом, где капитан курит в кадре. Снять необходимо было, как говорится, кровь из носу, поскольку один из актеров уезжал куда-то на гастроли и возвращался только через месяц. Работы оставалось где-то на час, но осветители вырубили освещение и ни на какие уговоры не шли. Пришлось им записать целую смену – 12 часов.
Итак, ругань закончена, все на местах, Козачков дает команду «мотор», камера закрутилась, капитан задумчиво вытягивает сигарету, закуривает, и в это самое время в павильоне появляется пожарный и входит в кадр со словами: «Прекратите курить!».
Режиссер, который уже отдал все свои доводы и эмоции в ругне с осветителями, вместо того, чтобы спокойно объяснить, что курение необходимо по сюжету, набросился на пожарного с криком: «Пошел вон!». На что тот упорно продолжал: «Прекратите курить». Какое-то время они горячо ругались, пока кто-то из группы не объяснил пожарнику, что курение необходимо было по действию.

Надо сказать, с незапамятных времен, когда кинопленка была еще горючая и вспыхивала как порох, пожарные пользовались на студиях огромными полномочиями и со своими правами они долго не желали расставаться.
Буквально на другой день я опять застал сцену разборок с участием того же пожарного, но уже в звукоцехе. Режиссер Юрий Петров, который работал там на озвучке своего фильма «От снега до снега», вышел в холл покурить. Тут его и застукал бдительный пожарный. После слов «Прекратите курить!» он поинтересовался фамилией нарушителя, на что Петров спокойно и серьезно ответил: «Пушкин! Александр Сергеевич Пушкин. Так и запишите».
На следующий день наш огнеборец жаловался на полном серьезе своему коллеге: «А я узнал. Никакой это не Пушкин, а режиссер Петров».

Были смешные реплики, которые не вошли в фильм при озвучивании, но они очень нравились съемочной группе. Так, в сцене именин героини, пока хозяева готовят угощение, один из гостей –художник (его играл Юнгвальд-Хилькевич), сидя в кресле, рисует обычного попугая, который находится рядом в клетке. Главный герой, подойдя сзади и разглядывая работу художника, шутливо говорит: «Похож. Даже есть что-то от Пикассо». На что Хилькевич спокойно, с важностью и без всякой улыбки отвечает: «И неудивительно, ведь это же мой ученик». Фразу придумал сам Хилькевич, но она в фильм не вошла.
Или еще была смешная реплика в сцене посещения капитаном буксира списанного боцмана, которого играл Михаил Пуговкин. Жена и сам боцман очень рады гостю. На стол выставляется все, что есть в доме, в том числе и моченый арбуз. А дело было поздней осенью. И вот Пуговкин подносит ко рту скибку арбуза, расправляет усы и перед тем как начать есть деликатес, произносит фразу: «Ввожу шершавого». Мы на съемочной площадке хохотали. Партнерам Пуговкина это было как допинг, поскольку создавалась необыкновенно веселая атмосфера в павильоне. Фраза тоже в фильм не вошла. Режиссер несколько подрезал сцену при монтаже.ю и она идет на музыке, но если внимательно следить за губами актера, то как раз читаешь: «Ввожу шершавого».

А вот невеселая история. Случилась она на Арбузной набережной, как раз напротив того места, где швартовались прогулочные катера из порта до Лузановки и Черноморки. Там стояло кафе-стекляшка. В нем снимался эпизод задушевной беседы капитана буксира со старпомом, где старпом откровенно рассказывает о своей жизни.
Работу кафе во время съемок почему-то не остановили. Отделили часть столиков для съемок, и кафе спокойно функционировало. Перед артистами должны были стоять на столике две рюмки с водой, как будто с водкой. И вот после команд режиссера: «мотор», «камера», «начали», Юматов подносит рюмку ко рту, затем застывает, лицо его заметно краснеет. Режиссер с криком «Убийцы!» прекращает всю работу – Юматов находится в абсолютно нерабочем состоянии. Съемочная смена в этот день была полностью отменена.
А дело было в том, что Георгию была зашита так называемая «торпеда» от алкоголизма и ему нельзя было пить ни грамма спиртного. Мог и погибнуть. Не ожидал такого подвоха с рюмкой водки от коллег, потому и стало ему так плохо, но скорее даже психологически.

Фотоальбом выложен здесь

Позже я узнал у реквизитора, который отвечал за подачу рюмок, что буфетчица кафе по доброте душевной решила побаловать артистов и «побаловала». Правда и реквизитор хорош – должен был проверить, что он подает актерам.
Сцену эту переснимали уже на скамеечке, там же на Арбузной набережной. Но вместо водки были бутылки «Жигулевского». Герои фильма разговаривали и потягивали пивко «из горла» на фоне того самого кафе-стекляшки.
Может, как награду за все эти неприятности Георгий Юматов получил после фильма в жены актрису Музу Крепкогорскую, к героине которой по фильму пытался неудачно свататься. В фильме не вышло, но в жизни он получил преданного и любимого друга.

В роли буксира «Геркулес» снимались суда портофлота «Орленок» и «Портофлотец». Героем фильма стал и новенький морвокзал, сданный в эксплуатацию как раз в год съемок. Скорее всего, в этом фильме зрители впервые увидели пассажирский комплекс Одесского порта на экране.
Консультировал фильм тогдашний начальник Одесского порта Олег Константинович Томас.
И еще одна деталь – художественным руководителем фильма был назначен известный уже в те годы режиссер и оператор Петр Тодоровский

Фотоальбом выложен здесь

Анатолий Борисов, участник съемок фильма «Если есть паруса»



Posts from This Journal by “Одесский порт” Tag

Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek