?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у gmorder в Подводная лодка NR-1 (часть 1)
NR-1 986.jpg
19 августа 1969 года прошла испытания экспериментальная сверхмалая атомная глубоководная подводная лодка NR-1, предназначенная для океанографических и геологических исследований, ремонтных работ, установки и обслуживания подводного оборудования.
Имея водоизмещение 400 тонн, глубину погружения около 900 метров и не имея вооружения, NR-1 фактически занимает промежуточное положение между субмаринами и глубоководными обитаемыми аппаратами.


NR-1 никогда официально не нарекали и не вводили в строй. В военно-морских силах США используется сквозная нумерация кораблей, назначаемая через Конгресс, и адмирал Hyman Rickover, автор проекта, стремился не только не занимать номер в общем списке, но и избежать надзора, которому корабль обычно подвергается со стороны сразу нескольких бюрократических организаций.

За время своей службы, NR-1 использовалась для поиска и подъема останков истребителя F-14 с новейшими совершенно секретными ракетами «Phoenix», скатившегося в море с палубы авианосца «Джон Ф. Кеннеди» в 1976 году. После катастрофы шаттла «Челленджер» в 1986 году, NR-1 использовалась для поиска и подъёма со дна его обломков без котороых невозможно было выяснить причину гибели космического корабля. Благодаря способности оставаться длительное время под водой, лодка была главным инструментом глубоководного поиска.

В силу невысокой скорости движения, NR-1 обычно доставлялась в зону погружения на буксире у надводного судна обеспечения, которое также способно участвовать в исследованиях, дополняя лодку и предоставляя условия для отдыха экипажа и пополнения запасов. NR-1 работает в паре с судном MV Carolyn Chouest, которое обеспечивает буксировку, связь, постановку на якорь и помощь во всей работе NR-1. Это судно служит универсальной платформой для размещения требующегося дополнительного оборудования и, вместе со своим экипажем, является незаменимой частью группы «NR-1 deep submergence team».

Основой энергетической установки NR-1 является водо-водяной ядерный реактор малой мощности, передающий энергию с помощью турбины на турбогенератор переменного тока. Генератор питает два электромотора, которые вращают два гребных винта. Рули глубины размещены на рубке, вертикальный руль имеет обычную конструкцию и размещён в хвосте. Манёвренность лодки улучшают четыре поворотных подруливающих устройства.NR-1 оснащена комплексом электронного, компьютерного и гидроакустического оборудования, который решает задачи навигации, связи, обнаружения и идентификации подводных объектов, а также подъёма находок на поверхность.
Лодка способна изучать морское дно, измерять температуру и направление течений, получать различную информацию для военного, коммерческого, научного использования. NR-1 обладает очень высокой маневренностью.

Ценной особенностью является способность висеть в воде без движения, позиционируясь с высокой точностью. Атомный реактор обеспечивает большую автономность и уменьшает зависимость от надводных кораблей обеспечения,  позволяет двигаться в подводном положении длительное время, ограниченное только запасами воды,  пищи и объемами цистерн сточных вод и гальюна.
Для глубоководных работ лодка оснащена выдвижными колёсами, тремя иллюминаторами, системой внешнего освещения, неподвижными и подвижными телекамерами, многоцелевым захватом-манипулятором, корзиной для образцов и вспомогательных приспособлений. Ориентирование на поверхности осуществляется при помощи телекамеры,

зафиксированной на неопускаемой мачте на крыше рубки вместо выдвижного перископа. Так как в случае NR-1 скрытность при наблюдении с поверхности не требуется, часть корпуса лодки окрашена в ярко-красный цвет.Лодка являлась основой специальной научно-исследовательской группы «NR-1 deep submergence team», в которую входят 35 человек из состава ВМС и 10 гражданских служащих. Лодка вмещает до 13 человек – 11 членов экипажа и двух наблюдателей-исследователей, включая трёх из четырёх офицеров группы. Четвёртый офицер, как правило, находится на судне обеспечения. Все члены экипажа NR-1 обучены обращению с атомным реактором и сдали соответствующий экзамен.


21 ноября 2008 года прошла официальная церемония прощания с атомной подводной лодкой NR-1.
 2002 году командой «NR-1 deep submergence team» был выпущен документ под названием «Концепция операций новой глубоководной субмарины» в котором подведены итоги работы NR-1, обсуждены преимущества и недостатки этой пл и разработаны требования к новой глубоководной подводной лодке NR-2, которую предполагалось выпустить взамен NR-1, когда та исчерпает свой ресурс. Но судьба распорядилась иначе - конгресс не одобрил строительство новой глубоководной субмарины, отдав предпочтение концепции развития необитаемых подводных аппаратов. Документ написан на основе анализа результатов 34 военных и научных миссий, проведенных NR-1 в период с 1972 по 1995 годы. Для нас этот документ интересен тем, что в нем описываются операции научного и военного назначения, которые можно было бы осуществлять с помощью глубоководной пл. Можно сделать предположение, что большинство из перечисленных операций уже было проведено с помощью NR-1.




NR-1 - глава в истории освоения глубоководного пространства21 ноября 2008 года прошла официальная церемония прощания с атомной подводной лодкой специального назначения NR-1.
НОРФОЛК, Вирджиния.
Ее духовка фактически была тостером, вынутым из самолета P-3 Orion. У нее не было душа, было только четыре койки на 11 членов экипажа. Командир спал на палубе позади поста наблюдения…
Журнал "National Geographic" назвал ее “подводным шаттлом”.

“Я работал на ней” сказал Роберт Баллард - морской исследователь и бывший моряк, который, среди множества других своих открытий, обнаружил место крушения «Титаника» в 1985 году и PT Джона Ф. Кеннеди 109 в 2003году.
Хотя он не использовал NR-1 для секретных операций, он был на ее борту во время бесчисленных исследований, а на церемонии прощания с кораблем 21.11.2008 года, Баллард сказал: «Мне очень жаль, что этого, единственного в своем роде судна, больше не будет. Мы потеряли рабочий корабль и это очень плохо”.

Построенный в Гротоне, Коннектикут, в январе 1969 года, в течение многих лет NR-1 был секретным аппаратом для изучения подводного мира, спроектированным и построенным так, чтобы погрузиться максимально глубоко. У него были колеса для того, чтобы пройти по дну океана. Благодаря ядерному реактору, автономность не была ограничена батареями, как у других аппаратов для изучения подводного мира. NR-1 могла развивать скорость более 3 узлов.
“Это - более чем достаточно, чтобы работать на дне океана”, сказал последний командир NR-1 Джон Макграт. “Я - большой поклонник корабля. Я думаю, что c выводом из строя NR-1 закрыта невероятная глава в морской истории”.
В своей почти 40-летней карьере NR-1 выполнил бесчисленное количество задач - от поиска разрушенного и затонувшего самолета ВМС до обнаружения останков шаттла Challenger, и обследования затонувших подводных лодок и надводных кораблей.
В последние годы службы, сказал Макграт, NR-1 все еще проводил “чрезвычайно важные военные миссии”.

В отличие от акустической системы на обычной подводной лодке, гидролокатор NR-1 был направлен вниз и, как Макграт выразился, мог обнаружить “банку из под содовой, похороненную в песке на расстоянии мили.”
Кроме наличия колес NR-1 был также уникален тем, что у него было три иллюминатора, 29 внешних светильников, чтобы освещать объекты на глубине, 13 фото- и видео- камер, крюки, корзина для сбора образцов и роботизированная рука.
NR-1 был очень прочным судном, потому что был построен из самых лучших сталей и имел небольшой диаметр - всего 12,5 футов (3,8м). В отличие от боевой субмарины, у этого было очень мало забортных отверстий. И хотя это сделало корабль надежным, лодка в подводном положении не могла, например, продуть цистерны со сточными водами.
“Ограничивающий фактор автономности пл – объем туалетного резервуара,” рассказывал Макграт, - “Условия жизни были очень примитивны.”

Не так давно перезагруженный реактор NR-1 еще позволял кораблю находиться в строю до 2012 года, но пришло и его время...

21 ноября в Гротоне состоялась церемония, на которой присутствовали Адма, бывший командир NR-1, Джон Гринерт, командующий соединением американских ВМС, и адмирал в отставке Эдмунд Джиэмбэстиэни, который оставил флотскую службу в 2007 году в должности вице-председателя Объединенного комитета начальников штабов.
На церемонии прощания Баллард рассказал, что в начале 80-х он пытался доказать руководству флота, что можно использовать подводные лодки, такие как NR-1, для того, чтобы осуществлять слежение за пл противника со дна океана в определенном стратегическом узком горле.

“Во время холодной войны мы попытались контролировать русских на Фареро-Исландском рубеже и на входе в проливы Босфор и Гибралтар,” сказал он.  “Идея была основана на узким горле, когда Вы находитесь на дне, а противник проходит выше вашей головы.” Но в 80-е флоту это оказалось не нужно.
Что касается других миссий NR-1, таких как снятие информации с советских подводных кабелей связи, Баллард хранил молчание. “У меня нет комментариев”, сказал он.

Автор: Лейтенант Дуг Перри, ВМС США.

Перевод: А. Рыжиков


Продолжение следует....

Posts from This Journal by “Специальные операции” Tag

Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek