?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у moryakukrainy в Юрий Михайленко: КАК УЛУЧШИТЬ СИСТЕМУ ДИПЛОМИРОВАНИЯ МОРЯКОВ и не выпасть из «Белого списка» ИМО

План первоочередных мероприятий совершенствования системы дипломирования моряков (План мероприятий) появился на сайте Министерства инфраструктуры Украины (Мининфраструктуры) в разделе «Проекты нормативно-правовых актов» для общественного обсуждения в начале лета прошлого года.

Комментируя предложенные нововведения, заместитель министра отметил (газета «Моряк Украины» № 24 от 24 июня 2015 г.), что «процесс дипломирования моряков в Украине до сих пор излишне регламентирован. Действующий Кодекс торгового мореплавания Украины сохраняет систему званий лиц командного состава морских судов и обязательность экзаменов в государственных квалификационных комиссиях при их присвоении. Сохраняются чрезмерные требования по повторным тренажерным подготовкам моряков. Такие нормы национального законодательства лишают украинские отраслевые кадры возможности воспользоваться всеми преимуществами современных международных стандартов для упрощения процедуры дипломирования».

В планах кардинально изменить систему дипломирования моряков до конца 2016-го
Среди мер – такие важные вопросы, как отмена понятия звание лица командного состава морских судов, отмена экзаменов в государственных квалификационных комиссиях для выпускников морских высших учебных заведений (для упрощения процедуры получения профессиональных дипломов, дающих выпускникам этих учебных заведений право занимать первые командные должности на морских торговых судах), внедрение дистанционного компьютерного тестирования моряков вместо испытаний в государственных квалификационных комиссиях для получения профессиональных дипломов.
Цель Плана мероприятий, по словам заместителя министра, – «дерегуляция системы дипломирования моряков», «приведение системы подготовки профильных кадров в полное соответствие со стандартами Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты».
Согласен с ведомством, существующую систему подготовки и дипломирования моряков в Украине действительно нужно кардинально менять и приводить в соответствие с требованиями Конвенции. Несоответствий национальных требований требованиям Конвенции накопилось немало, особенно за последние годы.
Однако не морские звания, которые на сегодня сохраняет действующий Кодекс торгового мореплавания Украины, – причина проблем в системе дипломирования украинских моряков, в частности, и того, что «процесс дипломирования моряков в Украине до сих пор излишне регламентирован».
Убедиться в этом нетрудно, если внимательно и незаангажированно взглянуть на историю вопроса, истоки и этапы становления существующей сегодня системы подготовки и дипломирования лиц командного состава судов морского торгового флота.
Как говорят, знание прошлого позволяет более верно оценить настоящее, увидеть допущенные ошибки и выбрать правильное направление движения в дальнейшем. Иначе может оказаться, что шагаем не в ногу с другими странами – Сторонами Конвенции сегодня и, что более опасно, не той дорогой…

Немного истории
До середины 1860-х в Российской империи существовали разнотипные мореходные учебные заведения, которые были в подчинении у нескольких министерств. Законы и правила, устанавливавшие морские звания для командного состава торговых судов и регламентировавшие правила их получения, отсутствовали.

Примечание: В то время Украина (ее южная и восточная части, границы которых выходили к Черному и Азовскому морям) была частью Российской империи, а после ее распада, с образованием Союза Советских Социалистических Республик (СССР) – входила в состав СССР, поэтому история морского образования, подготовки и дипломирования моряков морского торгового флота в Российской империи и в СССР– это часть и нашей истории.

В 1867 г. была проведена реформа мореходного образования, результатом которой стали утвержденные Императором Александром II (27 июня 1867 г.) «Положение о мореходных классах», «Правила о порядке признания шкиперов и штурманов в сих званиях» и «Правила для производства испытаний на звание шкипера и штурмана».
«Правила для производства испытаний на звание шкипера и штурмана» законодательно установили судоводительские звания, которых было четыре: штурман каботажного плавания, шкипер каботажного плавания, штурман дальнего плавания и шкипер дальнего плавания.
«Правила…» указывали, что программы обязательных знаний на звания штурман и шкипер каботажного плавания и штурман и шкипер дальнего плавания утверждались министром финансов по согласованию с министром народного просвещения и управляющим Морским министерством.
Таким образом, в 1867 г. была заложена основа для создания новой системы подготовки морских специалистов и для получения судоводительских званий.
В соответствии с «Положением о мореходных классах» система подготовки судоводителей состояла из двух звеньев: учебные заведения (мореходные классы) и правительственные испытательные комиссии. «Правила о порядке признания шкиперов и штурманов в сих званиях» определяли, что «стать судоводителем можно было, только получив соответствующий аттестат или свидетельство о морском образовании».
Из «Правил для производства испытаний на звание шкипера и штурмана» вытекало еще одно важное следствие: «свидетельство об окончании мореходных классов не освобождало его владельца от сдачи экзаменов для получения морского звания: командовать или управлять мореходным судном можно было, только выдержав испытание в специальной комиссии и получив диплом на соответствующее звание».
Экзамены в комиссиях проводились письменно и устно, сами комиссии образовывались начальником края или губернии «в важнейших портовых городах».

Справочно:
Из материалов комиссии по устройству всероссийской промышленной выставки в Москве в 1882 г.: «… из 388 учеников балтийских классов выдержал экзамены на судоводительские звания 131 человек; из 134 учеников азовских курсов — 44; из 145 учеников черноморских курсов — 34; из 62 учеников сумских классов за шесть лет ни один не выдержал испытаний».

В 1902 г. Императором Николаем II были утверждены «Положение о мореходных учебных заведениях …» и закон «Об изменении действующих правил о судоводителях на мореходных судах торгового флота».
«Положение о мореходных учебных заведениях» предусматривало создание учебных заведений новых типов для подготовки к экзаменам на штурманские звания. Это были училища дальнего и малого плавания и двухклассные мореходные школы. Окончившие мореходные учебные заведения подвергались испытанию в специальной комиссии.
Законом «Об изменении действующих правил о судоводителях на мореходных судах торгового флота» были установлены новые судоводительские звания.
Звание «шкипер» было заменено «капитаном», как более понятным. Разделение на две степени: капитан и штурман осталось, но каждая степень получила 4 разряда, сообразно району морского плавания и права командовать только паровыми или только парусными судами.
Закон окончательно разделил морское плавание на две категории: малое плавание – в морях, омывающих берега Российской империи, и дальнее плавание – за пределами этих морей. Причем в Азовском и Черном морях, омывающих берега Украины, малым признавалось плавание до Константинополя. Всякое плавание за пределами Константинополя признавалось дальним.
Звания давали судоводителям право занимать различные должности на судах разных типов и районов плавания, что было весьма удобно и владельцам дипломов и судовладельцам.

Пример: Штурман I разряда имел право командовать грузовыми судами малого плавания и быть помощником капитана на всяком судне, кроме старшего помощника на паровых пассажирских судах дальнего плавания; штурман II разряда – быть помощником капитана на судне малого плавания и младшим помощником на судне дальнего плавания.

То есть, и это следует подчеркнуть особо, морские звания и соединенные с ними права на занятие различных должностей на морских торговых судах, в зависимости от типа, размера и района плавания этих судов, являлись основой хорошо продуманной системы дипломирования лиц командного состава судов морского торгового флота.
В 1909 г. на основании Высочайшего указа был введен Закон об обязательном дипломировании судоводителей и судовых механиков. Главной особенностью Закона являлось упразднение деления капитанов и штурманов по правам командования только паровыми или только парусными судами. Высшим судоводительским званием было звание капитана дальнего плавания. К экзаменам на получение диплома соответствующего разряда допускались моряки, имеющие установленный Указом плавательный ценз и закончившие соответствующие учебные заведения.
В 1910 г. была начата подготовка очередной реформы мореходного образования, которая была прервана Первой мировой войной и последовавшим за ней распадом Российской империи.

Звания, установленные законом Российской империи о судоводителях 1909 года, были сохранены и в СССР.
В Постановлениях Совета Народных Комиссаров (СНК) Союза ССР от 02 августа 1924 года «О судоводителях морского торгового флота, плавающего под флагом Союза СССР» и «О судовых механиках морского торгового флота, плавающего под флагом Союза СССР» отмечалось, что:
1) судоводительские звания морского торгового флота разделяются на шесть степеней: капитан дальнего плавания с высшим дипломом; капитан дальнего плавания; штурман дальнего плавания; капитан малого плавания; штурман малого плавания и судоводитель маломерного судна;
2) звания судовых механиков делятся на три разряда: механик 1-го, 2-го и 3-го разрядов;
3) к занятию судоводительских должностей и должностей судовых механиков на судах морского торгового флота, плавающего под флагом Союза ССР, допускались граждане Союза ССР, достигшие возраста 21 года, обладающие дипломами на судоводительские звания и звания судовых механиков морского торгового флота, признанные по врачебному осмотру годными для занятия этих должностей, выдержавшие испытания в правительственной испытательной комиссии и выполнившие установленный плавательный и практический (для судовых механиков) ценз на морских судах;
4) малым – в морях, омывающих берега Украины, – по-прежнему считалось плавание «…в Азовском и Черном морях – до Константинополя».
5) Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Центральным Исполнительным Комитетом СССР и СНК СССР от 14.06.1929 года, сохранил установленные ранее морские звания и требования к их присвоению для судоводителей и судовых механиков судов морского торгового флота СССР, в том числе требования к плавательному и практическому цензу.
При этом в Кодексе указывалось, что:
1) правила исчисления плавательного ценза в отношении судоводителей и практического ценза в отношении судовых механиков устанавливаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения по Центральному Управлению Морского Транспорта по соглашению с Народным Комиссариатом по Военным и Морским делам и центральным комитетом профессионального союза работников водного транспорта;
2) порядок производства испытаний на звание судоводителей и судовых механиков, состав правительственных комиссий, предметы, программы и правила испытаний устанавливаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения по соглашению с центральным комитетом профессионального союза работников водного транспорта.
Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, утвержденный Верховным Советом Союза ССР и введенный в действие с 01.10.1968 года, устанавливал (статья 42):
«К занятию должностей капитана, помощников капитана, судовых механиков, электромехаников и радиоспециалистов допускаются лица, имеющие звания, установленные Положением о званиях лиц командного состава морских судов, утвержденным Советом Министров СССР.
Присвоение указанных званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после прохождения испытаний в специальной квалификационной комиссии».
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Союза ССР и (подчеркнем это особо) уже с учетом требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, Совет Министров СССР своим Постановлением от 25 августа 1983 г. N 839 утвердил новое «Положение о званиях лиц командного состава морских судов» (далее – Положение о званиях).
Положение о званиях устанавливало следующие звания для лиц командного состава морских судов:
– для судоводителей – капитан дальнего плавания, капитан малого плавания, штурман дальнего плавания, штурман малого плавания;
– для судовых механиков – судовой механик первого, второго, третьего разрядов;
– для судовых электромехаников – судовой электромеханик первого, второго, третьего разрядов;
– для судовых радиоспециалистов – судовой радиооператор первого, второго классов, судовой радиотелеграфист, судовой оператор-радиотелефонист.
Звания лиц командного состава морских судов присваивались специальными квалификационными комиссиями гражданам СССР, а в случаях, предусмотренных решениями Совета Министров СССР, и иностранным гражданам, выполнившим требования, предусмотренные этим Положением.
В зависимости от присвоенного звания судоводителям и судовым механикам предоставлялось право занимать различные должности на судах разных типов и районов плавания.

Пример: Штурману малого плавания разрешалось занимать: должности до второго помощника капитана включительно на любых судах в прибрежном, малом и дальнем плавании; должности до старшего помощника капитана включительно на непассажирских судах валовой вместимостью менее 5000 регистровых тонн и пассажирских судах валовой вместимостью менее 3500 регистровых тонн в прибрежном и малом плавании…;
судовому механику второго разряда разрешалось занимать:
должность старшего механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью менее 3000 кВт при наличии подтвержденного стажа плавания не менее 12 месяцев в должности второго механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 750 кВт и более; и
должности до второго механика включительно на любых судах в любом плавании.

На осуществление требований Конвенции в систему дипломирования лиц командного состава морских торговых судов СССР была введена новая категория плавания – прибрежное плавание, границы которого, в соответствии с требованиями Конвенции, должны были устанавливаться каждым государством – Стороной Конвенции.
В соответствии с Положением о званиях, прибрежным считалось плавание вдоль побережья СССР в одном направлении по кратчайшему пути менее 250 морских миль от пункта отхода с удалением от берега до 50 морских миль.
Малое плавание как категория плавания Конвенцией не предусматривалось, но оставалось в системе дипломирования моряков торгового флота СССР и, в части, имеющей отношение к морским границам Украины, считалось по-прежнему как плавание в пределах Черного и Азовского морей до Стамбула (Константинополя).

Примечания:
1. В соответствии с действующим сегодня Положением о порядке присвоения званий лицам командного состава морских судов, прибрежным считается плавание с удалением от берегов Украины до 20 миль (вместо 50 миль, как предусматривалось ранее Правительством СССР). Чем вызвано такое существенное уменьшение границ прибрежного плавания в водах Украины и с какой целью сделано – неизвестно (Мининфраструктуры не комментирует).
2. Малое плавание (как категория плавания) сохранилось и в Украине. Однако при этом границы малого плавания уже не привязывались только к морским водам, омывающим берега Украины, как это было всегда, начиная с 1902 года.
По определению этой категории плавания, приведенном в действущем сегодня Положении о порядке присвоения званий, «малое плавание – это плавание, во время которого судно (в том числе и в случае совершения международных рейсов) удаляется не более чем на 200 морских миль от порта или места, в котором пассажиры и экипаж могли бы пребывать в безопасности. Расстояние между последним портом захода судна в стране, с которого судно вышло в рейс, и конечным портом назначения или дальность обратного рейса не должна превышать 600 морских миль…».
То есть это может быть плавание судна под украинским флагом, совершающего регулярные рейсы в пределах указанных расстояний и у берегов Японии, Америки, Австралии и других государств, находящихся на расстоянии десятков тысяч миль от берегов Украины.

Какое же это «малое плавание? Очевидно, необходимо пересмотреть определение этой категории плавания: вернуться к определению, существовавшему ранее, что отвечало бы здравому смыслу, либо упразднить эту категорию плавания как устаревшую и не предусмотренную Конвенцией.
«Положение о званиях лиц командного состава морских судов» (1983 г.) также предусматривало, что порядок образования специальных квалификационных комиссий, прохождения испытаний, выдачи дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений этих документов, а также порядок выполнения требований, предусмотренных этим Положением, устанавливаются Минморфлота СССР.
На обеспечение выполнения указанных требований Правительства Минморфлот СССР своим приказом от 29.12.1983 N 276 «Об утверждении Положения о званиях лиц командного состава морских судов и Правил выдачи дипломов и квалификационных свидетельств на звания лиц командного и рядового состава морских судов» ввел в действие ряд важных документов, которые и определили порядок дипломирования лиц командного и рядового состава морских торговых судов.
Перечисленные последние документы СССР остались в силе и с провозглашением независимости Украины и являлись, по существу, руководящими документами в сфере дипломирования украинских моряков вплоть до принятия Украиной своих законов и нормативно-правовых актов, с целью осуществления положений Конвенции, к которой Украина присоединилась в 1996 году.

Что в итоге?
Если систематизировать вышеприведенные документы, устанавливавшие требования к дипломированию и требования к порядку/процедуре дипломирования лиц командного состава судов морского торгового флота (как бы эти документы ни назывались в свое время в прошлом, начиная с 1867 года), можно сделать следующие важные заключения:

1. Требования к присвоению званий (требования к дипломированию, а именно: перечень званий и соединенных с ними прав для занятия командных должностей на судах морского торгового флота, требования к кандидатам на присвоение званий касательно гражданства, работы, возраста, состояния здоровья, подготовки, стажа плавания, квалификации) утверждались всегда на самом высоком государственном уровне: либо императором, либо правительством государства.
2. Правительство никогда (чтобы избежать излишней регламентации процесса дипломирования) не устанавливало требований непосредственно к порядку /процедуре присвоения званий.
3. Требования к порядку /процедуре присвоения званий, а также требования непосредственно к морскому образованию, программам обязательных знаний на звания, правила исчисления плавательного и рабочего ценза, правила и порядок производства испытаний на звания, составу правительственных (специальных квалификационных) комиссий и требования к членам этих комиссий устанавливались заинтересованными министерствами и ведомствами (как бы мы сказали сегодня – центральными органами исполнительной власти в такой-то сфере…).
4. Требования к присвоению званий (требования к дипломированию) устанавливали, что судоводителем и судовым механиком можно было стать, только получив соответствующий «аттестат или свидетельство о морском образовании». Однако такой документ никогда не давал его владельцу права занимать командные должности на морских судах: «командовать или управлять мореходным судном можно было, только выдержав испытание в специальной комиссии и получив диплом на соответствующее звание» и
5. Все вышеперечисленные требования к дипломированию лиц командного состава морских судов, в основе которых – получение морских званий и соединенных с этими званиями прав для занятия командных должностей на судах морского торгового флота – подчеркнем это особо – полностью отвечают требованиям действующей сегодня Конвенции.
Более того, такая система дипломирования моряков имеет, на мой взгляд, преимущество перед системой дипломирования, предусмотренной Конвенцией, а именно: присвоенное лицу командного состава звание дает этому лицу право занимать не только одну должность (как это предусматривает название профессионального диплома, выданного в соответствии с требованиями Конвенции), а и ряд других (соединенных с этим званием) должностей на судах разных типов, мощностей главного двигателя и электрооборудования и плавающих в разных морских районах, что, как уже отмечалось выше, удобно и владельцам дипломов и судовладельцам.
Смогут ли украинские моряки, владельцы профессиональных дипломов, выданных по форме, предусмотренной Конвенцией (название диплома указывает на обязанности или должность, которую его владелец может выполнять или занимать на морском судне), занимать другие должности на морских торговых судах, плавающих под флагом Украины?
Очевидно, смогут, но только в том случае, если Правительство Украины и Мининфраструктуры примут, как это предусматривает Конвенция, соответствующие нормативно-правовые документы, дающие украинским морякам такое право.

Вывод. Действующая в Украине система подготовки и дипломирования моряков, сохраняющая морские звания и соединенные с ними права для занятия командных должностей на судах морского торгового флота, – это хорошо себя зарекомендовавшая система дипломирования, подтвердившая свою жизненность во все времена, начиная с 1867 года (в июне 2017 года можем отметить ее 150-летие), официально признанная ИМО включением Украины в так называемый «Белый список» стран – Сторон Конвенции, все требования которой этими странами выполняются в полном объеме, и многими государствами, подписавшими с Украиной Меморандумы о признании профессиональных дипломов украинских моряков (на сегодня таких государств – более пятидесяти, в том числе – почти все государства Евросоюза).

На мой взгляд, украинские моряки от упразднения морских званий с целью (как считает Мининфраструктуры) упрощения системы дипломирования ничего не выиграют. И система дипломирования моряков проще не станет.


Продолжение здесь

Юрий Михайленко, КДП,
компетентное лицо Международной морской организации (ИМО)
от Украины по вопросам подготовки и дипломирования моряков
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 4 от 3.02.2016-го

Posts from This Journal by “Работа в море” Tag

Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek