specnazspn (specnazspn) wrote,
specnazspn
specnazspn

Из истории строительства броненосного флота

Оригинал взят у aspirin_for_all в История одного забытого безумия.

Вирджиния.
Об этом безумии охватившем без преувеличения весь мир уже все порядком забыли. Хотя оно обошлось странам в колоссальные материальные и финансовые потери. Оно называлась строительство броненосного флота.
В отличии от многих заболеваний тут можно чётко обозначить место и время начала эпидемии. Естественно и до этого события были проекты броненосных кораблей. Но всё началось именно с "Битвы на Хэмптонском рейде" длившейся с перерывами с 8 по 9 марта 1862 года.

Монитор.
Ход сражения не имеет большой роли. Кстати очень символично (с точки зрения дальнейшей истории) закончившегося практически с ничейным результатом. Разумеется монитор спас блокирующий флот от поражения. Но сути ничейного результата непосредственно боестолкновения это не меняет.


Броненосец монитор после битвы.
Важней другое, то что по результатам сражения главы ведущих крупные стран мира ощутили не очень комфортные чувства от осознания того что их замечательные и стоившие колоссально много средств флоты превратились одномоментно в большие дровяные склады.
Результатом стало лихорадочное растрачивание военных бюджетов на строительство в духе "хотим как у них".
В начале было всё более менее однотипно и просто.

Броненосцы типа «Альма»
Потом стали появляется и оригинальные конструкции

Различные типы ранних броненосцев (слева направо, сверху вниз, броневой пояс выделен тёмным): казематный со вспомогательной артиллерией в барбетах; брустверный башенный; цитадельный с артиллерией в одном барбете; цитадельный с артиллерией главного калибра в барбетах и вспомогательной в центральном каземате; цитадельный с артиллерией в барбетах; барбетный.
Дальше всё было только больше и .... дороже. Рассматривать отдельные этапы безумия охватившего мир не имеет смысла. Достаточно наметить отдельные точки развития болезни.

Скачком в развитии послужил спуск на воду "Дредноута". Ставшего в дальнейшем нарицательным названием. Опять уже в который раз перечеркнувшего все предыдущие результаты.


После чего государственные мужи опять ощутили неприятное покалывание в районе нижних чакр. И с удвоенной силой принялись тратить казённые деньги. Чтоб опять было как у соседа.
Началась дредноутная лихорадка.

Германский "дредноут". Линкор «Рейнланд» типа «Нассау».

Американский "дредноут". Линкор "Южная Каролина".

Аргентинский "дредноут". Тип «Ривадавия».

Бразильский "дредноут". Тип «Минас Жерайс».

Итальянский "дредноут". «Данте Алигьери»
Ну и так далее. Вопросом на фиг такое "счастье" как дорогущий в постройке и эксплуатации. И одновременно малоэффективный военный корабль никто не задавался.
Должен быть и всё тут.
Это уже походило уже на какую то шизуху. Военный бюджет германии на кануне великой войны составлял 428 миллионов марок. А стоимость последних германских сверхдредноутов типа «Байерн» была ШЕСТЬДЕСЯТ миллионов марок за штуку.

Последний сверхдредноут Второго Рейха тип «Байерн». Построено ДВЕ ШТУКИ. Заложено ЧЕТЫРЕ.
Полное отключение моска.
К началу первой мировой войны отдельные наиболее осторожные головы начали подавать робкие голоса сомнения. Высказывающие сомнения в эффективности подобных монстров.
Так например при строительстве Российских линкоров было принято решение ограничить артиреллию главного калибра 300мм.
Но как это обычно бывает их никто не услышал.

Линкор "Императрица Мария" 1915 год. Заложено четыре. Построено три. Плюс на балтийском море ещё построено четыре подобного типа. Зачем такое количество? Особенно на Чёрном море где появление германских «Гёбена» и «Бреслау» было неприятной импровизацией.
Безумцы.
И вот случилось то к чему все военные бюджеты мира готовились не один десяток лет. Генеральное сражение двух линейных флотов. Ютланское сражение.

Британский "Большой Флот" в походно строю перед битвой.
На протяжении двух дней стороны мутузили друг друга и.....
.... потеряв по нескольку второразрядных кораблей разошлись не добившись результата. Опять.


Линейный крейсер "Зейдлиц" после сражения. Прошу заметить что несмотря на то что это был не линкор, он не погиб и вернувшись на базу через три с половиной месяца вернулся в строй.

После войны, более под влиянием наступавшего экономического кризиса чем здравого смысла ведущие мировые державы заключили морское соглашение ограничивающее размер и количество линкоров. И тут же втихаря начали его нарушать.
Венец идиотизма явила Япония построившая самые самые монстры. Самые большие, вооружённые самой большой артиреллией. И самые бесполезные. Не сделавшие по противнику НИ ОДНОГО выстрела главным калибром. Очень символично.

Типа «Ямато». Заложено четыре, построено два. Причём уже было всем ясно что ведущая роль в войне на море за авианосцами. Зачем??????

Ирония в том что практически все линкоры за редким исключением не встречались в бою со своими одноклассниками. Для котрого собственно и были предназначены. Более того при умелом руководстве техническое превосходство могло быть нивелировано. Так Российский броненосец до дредноутного типа вполне успешно сопротивлялся германским сверхдредноутам времён первой мировой. В то время как дорогущие новейшие линкоры Империи отстаивались на базе.
Гора родила мышь.

Жутко представить сколько было потрачено средств и человеческих усилий на эти бесполезные игрушки для вояк.
Безумие.
В наше времена безумцев из военных ведомств удаётся сдерживать в смирительных рубашках социально ориентированных бюджетов. Так крейсера сегодня имеют в своём составе только два флота мира. Российский и Американский. Авианосцы - шесть.

Вопрос надолго ли удалили сумасшедших дураков от бюджетной кассы остаётся открытом.
Tags: ВМФ, История, Судостроение
Subscribe

Posts from This Journal “ВМФ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments