?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у rivershkiper в Тридцать лет назад завод "Арсенал" выпустил последнюю дальномерку.

Тридцать лет назад с конвейера киевского ПО Арсенал сошел последний дальномерный фотоаппарат "Киев-4М". Так в Киеве поставили точку в выпуске целой ветви дальномерных фотоаппаратов. Так закончилась история длинной в сорок лет.


Пройдет еще несколько лет - завод "Арсенал" полностью свернет производство фототехники.Да что там говорить - пойдут мощнейшие изменения в географии, политике, экономике. Но дата круглая - и это повод вспомнить.
Если почитать форумы фотолюбителей, то из всего отечественного дальномерного фотопарка все выделяют именно киевские камеры. В немалой степени сказывается их абсолютно немецкое происхождение и более современная конструкция, нежели у ветеранов - ФЭДов.

Итак - все началось по сути 9 мая 1945 года. Красная Армия подняла Знамя Победы над поверженным рейхстагом. Уже позднее пошел раздел немецкого имущества. Надо сказать, что советская администрация занималась не только вывозом технологического оборудования, но и по сути созданием многих образцов техники. Именно таким образом началась подготовка производста камеры Contax II в СССР. Такой ход позволил начать производство максимально быстро начать производство весьма технически сложной и продвинутой камеры в нашей стране. Поэтому начало нашего повествования надо отодвинуть чуть дальше - в 1936 год.

Собственно первенцами в данном типе камер стали немцы - в 1925 году Leica выпускает камеру Leica I с приставным дальномером. В последствии дальномер уже ставился без всяких на камеры. Как не трудно догадаться - на единице дальномер был не сопряжен с объективом. То есть сначала покрутил дальномер, потом шустренько выставил на шакле объектива расстояние. Потом уже дальномер стал синхронизирован с оптикой.

Когда был изобретен пассивный оптически дальномер сказать трудно. Но с самого начала стало ясно - чем больше база, т.е. расстояние между объективами дальномерами, тем точнее измерение расстояния и больше дльность. Например серийный дальномер ДЯ-6 имел базу в три метра, мог визуально фиксировать цель на дальности в 50 км и высоте до 22 км.

Собственно "драка" за соблюдение минимальных габаритов и максимальной базы шла. И победителем здесь стал во многом Zeiss. Фотоаппараты Contax имели одну из самых больших баз среди дальномерок.В 1932 году выходит на рынок две камеры - Leica II и Contax I. Это были уже традиционные в совренном плане дальномерки, с синхронизированными с объективами дальномерами. Кстати лейковская двойка стала прототипом первого ФЭДа. Собственно в этих камерах и были заложены главные отличия двух направлений. Лейка имела объектив, присоединяемый к аппарату при помощи резьбы М39 (в последствии практически все дальномерные аппараты Зоркий и ФЭД со сменной оптикой имели именно такой способ крепления оптики). В СССР эта резьба фактически перекочевала на первые массовые зеркалки "Зенит" и была вытеснена резьбовым соединением М42 (там и рабочий отрезок другой) только с появлением самого массового отечественного фотоаппарата - Зенит-Е.

А вот Цейс дал. Объектив имел двухбайонетное крепление. Первый байонет служил для крепления оптики к камере, второй связывал объектив с дальномером.Такая конструкция была заложена на первом контаксе. Но из-за крайне серьезных проблем с работой затвором аппарат "не пошел". На второй модели (Contax II) такой проблемы уже не было (была достаточно сильно изменена конструкция затвора, переработаны фактически все узлы аппарата). И вот это камера уже стала фактически массовой. На производстве она держалась с 1936 по 1942 годы. Паралельно вышла камера Contax III с несопряженным встроенным селеновым экспонометром.


Contax II с объективом Voigtlander Prominent 50/1.5 Nokton


Contax III с объективом Sonar 50/1.5

После войны завод Цейса в Ене оказался в советской зоне окупации. И грех было не воспользоваться. Тем более, что на тот момент в СССР выпускалась фактически единственная боле менее современная камера - ФЭД. После войны уже появятся среднеформатная "Москва", малоформатные Киев и Зоркий. Но вернемся к "Киеву".
Собственно говоря первый "Киев" - по сути лицензионная копия Contax II. Чертежи были подготовлены специалистами компании Цейса. Кстати интересный момент:


фотография фрагмента чертежа. Интересно, не правда ли?

В 1947 году в Киеве началось производство фотоаппаратов. Серийная камера получила наименование "Киев-2", часть камер, собранная еще из немецких комплектов даже имела еще родной шильдик с названием - Contax.

Интересная особенность аппарата - наводку на резкость можно было проводить как кольцом на объективе, так и зубчатым колесом на передней панели. Кнопка за ним - фиксатор фокуса - пока не нажмешь ее - ни кольцо объектива, ни зубчатка с места не сдвинутся. Когда мне впервые в руки попал старый "Киев" - я чесно говоря был шокирован подобным механизмом. Хват аппарата при этом весьма своеобразный. И без сноровки обычно хватаешься так, что перекрываешь рукой находящееся рядом окно дальномера. Но постепенно привыкаешь к этой особенности и пальцы уже не лезут в дальномер.
Contax III так же был освоен заводом "Арсенал" - он был запущен в производство под маркой "Киев-3" в 1949 году - производство сдерживали смежники, которым предстояло освоить селеновый элемент фотоэкспонометра.


фотоаппарат Киев-3, выпущенный к юбилею воссоединения Украины с Россией в 1954 году

Дальнейшие изменения были мало значительны - в 1956 году вместо механического синхронизатора вспышки был добавлен синхроконтакт (Киев-3А). Более серьезно аппарат подвергся модернизации с началом выпуска камеры "Киев-4" и его модификаций. Именно в таком виде фотокамера и дожила на конвейре до 1985 года
В истории дальномерных "Киевов" была пара очень интересных аппаратов. Первый - "Киев-5". Он находился на конвейере с 1968 года по 1973 год. Погубил аппарат механизм взвода - конструкция получилась ненадежной и в результате вернулись к хорошо зарекомендовавшей себя четверке. Но главным моментом был штатный объектив "Рекорд-4". Главным его отличием была сверхвысокая светосила - 0,9. Фокусное расстояние - 52 мм. Была попытка выпустить объектив широкоугольный с такой же светосилой, но далее опытного образца "Рекорд-5" (ФР 35мм, светосила 0,90) не ушел. Рекорд-4 выпускался в течении 1971 года ограниченным тиражом и считается раритетом.
Так же в 1964 году на базе аппарата "Киев-4" была попытка создать фотоаппарат с заобъективным замером экспозиции. Аппарат так и остался экспериментальным. Позднее попытка (в 1991 году) была предпринята в Харькове - на ФЭДе. Но увы, дальше эксперимента дело не продвинулось.


Так же аппарат отличался тем, что для вся нагрузка от объектива шла на внешний байонет. Внутренний использовался только для связи с дальномером.
В середине 60-х годов "Арсенал" взялся за разработку зеркалки. Аппарат был построен с использованием узлов от дальномерных камер. Главным отличием был веерный затвор.



В последствии в серии веерный затвор был реализован на зеркалке Киев-10, ставшей первой камерой с таким затвором в мире.

Posts from This Journal by “Фотодело” Tag

Buy for 50 tokens
"Современные государства активно пользуются тем, что создают виртуальные экраны между реальной действительностью и гражданами. Граждане лицезреют экраны, думая, что перед ними действительность... ... Человек не может быть свидетелем всех событий. Большая часть информации приходит к нему…

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek